Образовательный центр им. С.Н. Олехника, подготовка к ЕГЭ - Положение о музее
VKmailFBTwitter

Регистрация / Вход



Согласовано:

Научно-педагогический совет

НОУ «ОЦ им. С.Н.Олехника

 

 

 

«18» декабря 2014 г.

 

 Утверждаю:

Генеральный директор

НОУ «ОЦ им. С.Н.Олехника

_____________С.И.Соколовская

«19» декабря 2014 г.

  

Положение о геолого-палеонтологическом музее

НОУ «ОЦ им. С.Н.Олехника»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1.Настоящее Положение регламентирует деятельность формирований музейного типа в  сетевой образовательной деятельности НОУ «ОЦ имени С.Н. Олехника» и ИП Соколовская С.И. (далее Центр).

1.2.Музей призван собирать, хранить, изучать и экспонировать образцы минералов, горных пород, окаменелостей, палеонтологических образцов; содействовать учебно-воспитательному процессу; развитию учебно-методической базы; совершенствование системы дополнительного образования.

1.3.Музей является базой образования нового сообщества, способного собирать, хранить, изучать, экспонировать и популяризировать объекты неживой природы; содействовать образованности обучающихся и работников, духовному развитию общества.

1.4.Музей организуется, реорганизуется и ликвидируется приказом генерального директора Центра на основании решения Научно-педагогического (Управляющего) совета Центра.

1.5.Музей возглавляет директор музея, который непосредственно подчиняется исполнительному директору того структурного подразделения Центра, на территории которого находится музей. При директоре музея создается актив музея.

1.6.При музее создается научно-методический совет под руководством Научного руководителя музея, который подчиняется генеральному директору Центра.

1.7.В своей деятельности Музей руководствуется настоящим положением, типовым положением о музее Министерства культуры, ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ», Уставом Центра и иными нормативно-правовыми и локальными актами.

1.8. Настоящее положение может быть изменено или дополнено в принятом в Центре порядке.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Школьный музей – обобщающее название формирований музейного типа, функционирующих в образовательных учреждениях Российской Федерации независимо от формы собственности и являющихся их структурными подразделениями. Школьный музей создается в целях повышения образованности обучающихся и работников, совершенствования профориентационной деятельности, формирования у подрастающего поколения исторического сознания, музейной культуры, развития исследовательских и творческих начал, демонстрации межпредметных связей.

Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом науки или искусства, межпредметными связями.

Комплектование музейных фондов – направление музейной деятельности, включающее в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных программ по разработке и реализации конкретных программ сбора музейных материалов.

Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

Экспонат музея – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции музея.

Музейная выставка – экспозиция по материалам музея, имеющая, как правило, временный характер или периодически сменяющийся состав экспонатов.

Исследовательская работа – направление краеведческой и иной деятельности, заключающееся в получении новых знаний и конкретных материалов в соответствии с профилем и тематикой музея.

Методическая работа – направление музейной деятельности, связанное с разработкой, описанием и внедрением методов и приемов по использованию музея в образовательном процессе и культурно-просветительной деятельности.

Просветительная работа – направление музейной деятельности, предусматривающее реализацию образовательной функции в ходе работы с различными категориями посетителей как в самом музее, так и за его пределами.

Издательская деятельность – направление музейной деятельность, связанное с подготовкой и распространением печатной и сувенирной продукции музея.

 

3. ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ

 

Профиль музея в соответствии с принятой классификацией: комплексный, т.е. работающий по нескольким направлениям геологическом и палеонтологическом.

По своей типологии школьный музей независимо от профиля: монографический – музей геолого-палентологический.

Направленность музея естественно-научная.

Жанр музея – сочетание музея-экспозиции и музея лаборатории

        Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации.

      Музей - лаборатория. Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для научно-исседовательской деятельности естественнонаучного направления, поэтому часть лабораторий может находиться в кабинете естествознания.  Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.

 

4. СТАТУС ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

Школьный музей юридическим лицом не является и создается в образовательном учреждении в качестве особого направления учебно-воспитательной работы структурного подразделения образовательной организации.

 

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

5.1. Обязательные условия для создания школьного музея:

- собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы, оформленные  в виде музейной экспозиции;

- создание научно-развлекательного отдела, дающего возможность участия в экспериментах, опытах и другой познавательной деятельности;

- музейный актив из числа обучающихся, педагогов, родителей и общественности под руководством директора музея;

- научно-методический совет под руководством Научного руководителя музея;

-соответствующие помещения, специальное оборудование, необходимые для организации хранения фондов и развертывания экспозиции;

- программа деятельности, соответствующая задачам образовательного учреждения.

- образовательная программа школьного музея.

5.2. Текст в экспозиции школьного музея

    Необходимой частью подготовки экспозиций и, выставок школьных музеев является подбор и составление текстов. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиции и повышает её воздействие.

Тексты в экспозиции представляют собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей.

     Система текстов создается в ходе проектирования экспозиции с учетом того, что они должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Текст должен за­ключать в себе всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Одним из важнейших требований, определяющих подход к тексту, является лаконизм. Перегрузка экспозиции текстовым материалом только снижает её познавательное значение.

   Виды текстов

Тексты в экспозиции принято разделять на следующие виды:

-  оглавительные (заглавные);

-  ведущие;

-  объяснительные;

-  этикетаж.

Оглавительные (заглавные) тексты помогают ориентироваться в экспозиции. Их задача - дать «путеводную нить» к осмотру экспозиции, выявить её тематическую структуру. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов или комплексов.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая дополняет и обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиционного образа.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его значение - в яркой, четкой и концентрированной форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то её раздела, темы или комплекса. Широко используются в качестве ведущих текстов отрывки из воспоминаний, писем, дневников, записей, сделанные героями экспозиции, т.е. материалы, имеющие ярко выраженный личностный характер.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток данной экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. Её содержание зависит от профиля музея, задач экспозиции и характера самого музейного предмета.

    В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основных компонента:

-  название предмета;

-  атрибуционные данные (сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и материальном значении);

-  дата.

Оформление и расположение этикетажа

     Шрифт, цвет, размер, расположение аннотаций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовый комментарий, включая этикетки, должен стать её органической частью. Поэтому авторы экспозиции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи.

     Тексты должны быть согласованы стилистически, между собой и другими экспозиционными материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вытекающие из внешних особенностей экспонатов разного типа и требований этикетки. Не следует, например, класть этикетки на экспонаты. Они помещаются рядом с вещественными экспонатами на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному материалу - на паспарту под экспонатом, к обрамленному - при­крепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз можно поместить схему их расположения со всеми необходимыми данными. Мелкие экспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующими номерами их перечень и описание даются в общей аннотации.

     Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также нельзя и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах, -на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

      В школьном музее, где приоритетной является идея создания, «делания» музея, где особенно важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый «интригующий» этикетаж, наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди...», «Сравни...», «Выбери...», «Отгадай...»,   «Подумай, почему...» и пр. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая бу­дет интересна и взрослым, и детям.

5.3. Содержание научно-образовательной деятельности выражается в формах работы с аудиторией. К основным относятся: школа экскурсоводов, уроки в музее, уроки в классе с использованием музейных предметов, тематические лекции, беседы экскурсии, выставки, научные чтения (конференции), консультации, семинары методические объединения, клубы (кружок, студия), тематические и предметные вечера, дни  профессий, открытых дверей, музейные и предметные олимпиады, конкурсы.

     Все мероприятия, проводимые школьным музеем, следует прописывать в плане воспитательной работы структурного подразделения, в котором функционирует музей. По итогам каждого мероприятия в течение 3-х рабочих дней на сайте образовательной организации должен быть размещен отчет (текст и фото).

5.4.    Вся переписка музея должна подлежать учету, учет производится в общем журнале входящей-исходящей документации структурного подразделения.

5.5. Музейная документация:

  • Приказ директора образовательного учреждения об открытии музея и назначении директора и научного руководителя школьного музея
  • Текущий и перспективный планы работы музея
  • Книга учета основного фонда (инвентарная книга)
  • Книга учета научно-вспомогательного фонда
  • Тематико-экспозиционный план
  • Электронная картотека
  • Электронный учет массовых мероприятий
  • Книга отзывов
  • Образовательная программа музея
  • План работы музея перспективный и на учебный год
  • План работы актива музея и научно-методического совета на учебный год
  • Тексты экскурсий, лекций, бесед, сценарии массовых мероприятий, положения об олимпиадах и конкурсах

5.6. План работы школьного музея содержит

5.6.1.  Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном году.

5.6.2 Работа со школьным активом музея.

Организация и порядок обучения актива основам музееведения Участие активистов в музейной работе в масштабе района (города), области, России. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы. Реклама музея.

5.6.3. Научно-исследовательская работа.

Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Подготовка проектов и их защита на разных уровнях.

5.6.4. Поисково-собирательская работа
Конкретный план участия школьников, педагогов и родителей  по поиску и сбору музейных материалов в осенне-зимние и весенне-летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных музеях и т.д.

5.6.5.  Научно-экспозиционная работа

Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие временные или постоянные выставки будут подготовлены и т.д.

5.6.6.  Работа с фондами

Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, правила ведения полевой документации, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т.д.

5,6.7.  Методическая работа

Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д.

5.6.8. Реализация образовательной программы музея

5.6.9. Организация, пополнение и модернизация интерактивной (деятельной) части экспозиции музея

5.6.10.  Издательская деятельность

Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых в музее мероприятиях и др.

5.6.11.  Экскурсионно-массовая работа

График посещения учащимися музея. Перечень мероприятий. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

5.6.12. Осуществление взаимодействия и сотрудничества с другими музеями соответствующего профиля.

 

6. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

 

Основными задачами и функциями музея являются:

6.1.комплектование фондов: сбор и документирование фактического материала (музейных предметов), имеющих учебное, научно-познавательное и воспитательное значение в интересах развития науки, образования, культуры и нравственного воспитания, а также учебного процесса в Центре. К их числу относятся образцы минералов, горных пород, окаменелостей, рассказывающих об образовании и строении Земли, геологических процессах, горнорудном производстве;

6.2.организация юридической и физической сохранности музейных предметов со сбором инструктивных материалов по консервации и реставрации экспонатов;

6.3.разработка и реализация музейно-педагогических технологий, включая мастер-классы, встречи с деятелями науки, проведение семинаров, экскурсий и лекториев, профориентационная деятельность;

- Документирование объектов неживой природы и путем выявления, сбора и хранения объектов, их изучения и рационального использования.

- Организация и совершенствование образовательной и культурно-просветительной деятельности.

- Осуществление методической, издательской и иного рода деятельности при наличии необходимых условий.

 

 

7.РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

7.1. Общее руководство деятельностью школьного музея осуществляет исполнительный директор обособленного подразделения, в котором функционирует музей.

7.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет директор музея, назначенный приказом по образовательному учреждению. Он планирует работу, заботится о формировании и сохранении музейного собрания, реализует музейными средствами образовательные и иные программы.

7.3. Текущую работу школьного музея организует актив музея, избираемый из числа сотрудников, родителей и учащихся структурного подразделения, в котором функционирует музей, и возглавляемый руководителем музея.

7.4. Деятельность музея осуществляется под надзором научного руководителя музея – специалиста в области геологии или географии, который руководит научно-методическим советом.

7.5. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

 

8. УЧЕТ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОНДОВ МУЗЕЯ

 

8.1. Учет в школьном музее должен преследовать две цели:

обеспечение сохранности самого предмета;

обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете.

8.2. Собранные материалы и коллекции школьного музея составляют основной и вспомогательный фонды музея. Основной фонд музея (подлинные памятники и объекты природы) в обязательном порядке фиксируются в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной, пронумерованной и опечатано), заверенной гендиректором.

8.3. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций школьного музея производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

8.4. Ответственность за сохранность фондов школьного музея несет исполнительный директор того структурного подразделения, в котором располагается музей.

8.5. Хранение в школьных музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

8.6. Шифровка и маркировка музейных предметов

    На каждом предмете проставляется его шифр. Шифр состоит из аббревиатуры названия музея и соответствующего номера по инвентарной книге.

    На объемных предметах шифр проставляется тушью или масляной краской с невидимой стороны и так, чтобы не повредить предмет.

     На рисунках, фотографиях, документах шифры пишутся в левом нижнем углу простым мягким карандашом.

     Если шифр на предмете написать невозможно, следует прикрепить с помощью нитки бирку из картона с нанесенным шифром (к медалям, орденам, чучелам).На ткани и одежду пришиваются кусочки материи с шифром.

8.7.      В помещениях школьного музея должны сохранятся стабильные температура и влажность, т.к. колебания температуры, перепад влажности приводят к порче музейных предметов.

Музейные предметы не должны подвергаться прямому световому воздействию. Источники света не должны располагаться вблизи музейных предметов. Наиболее сильно подвергаются световому воздействию бумага, картон, ткань. Поэтому предметы из этих материалов помещают в коробки, папки, конверты, перекладывая каждый экземпляр чистой бумагой.

В музее должен соблюдаться биологический режим: не допускать появления моли, жучков-древоточцев, тараканов, мышей и других вредителей.

Крепление музейных предметов при монтаже экспозиции осуществляется без каких-либо деформаций и повреждений. Их нельзя склеивать, подрезать, подгибать, прокалывать, ламинировать, закрашивать, подчищать.

 

 

9. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

 

Вопрос о реорганизации (ликвидации) школьного музея, а также о судьбе его коллекций решается советом образовательного учреждения и его администрацией, а при необходимости органами юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

 

Памятка директору школьного музея

 

1. Состав фонда музея:

а) основной – вещественный, изобразительные, письменные;

б) вспомогательный – изготовление карты, схемы, планы, макеты, диаграммы.

 

2. Инвентарная книга – документ, фиксирующий наличие фонда.

Образец заполнения инвентарной книги:

1) Порядковый номер.

2) Дата поступления в музей.

3) Характеристика (название и описание предмета).

4) Количество.

5) Способ поступления.

6) История предмета (его происхождение, использование).

7) Степень сохранности, место хранения.

 

3. Подготовка и открытие экспозиций.

Для построения экспозиции все экспонаты группируются по разделам и темам. Каждая группа экспонатов называется экспозиционным комплексом. Основным документом при создании экспозиции является тематико-экспозиционный план. Например:

 

 

Тема

Экспозиционный комплекс

Экспонаты

Место комплекса в экспозиции

подлинник

вспомога-тельный

1.

1.

2.

 

 

 

 

4. Принципы построения экспозиции в школьном музее.

а) Предметный (исторический, географический, биологический, литературный и т.д.);

б) Комплексный, состоящий из отделов, которые определяет научно-методический совет.

Экспозиции школьного музея должны отвечать следующим требованиям:

- идейная направленность разделов экспозиции;

- хронологическая последовательность представляемых документов;

- логическая стройность экспозиций;

- грамотность и глубокая содержательность ведущих и пояснительных текстов;

- художественное оформление экспозиции;

- содержать профориентационные моменты;

- интерактивные и игровые экспозиции, предусматривающие включение в деятельность посетителей;

- содержать возможность включения посетителей в деятельность.

 

5. Основные разделы плана работы школьного музея:

1) Работа с активом учащихся (подготовка экскурсоводов, лекторов, оформителей, с классными коллективами).

2)  Методическая работа (разработка экскурсий, тематических уроков в музее, связь с научными и хозяйственными учреждениями и т.д.).

3) Агитационно-пропагандистская работа (смена экспозиций, оборудования, выступления в печати, проведения вечеров, конференции, конкурсов и олимпиад).

4) Рекламная деятельность.

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика