Образовательный центр им. С.Н. Олехника, подготовка к ЕГЭ - Рекомендации по закаливанию


Рекомендации по закаливанию

Эффективным средством укрепления здоровья, наряду с физическим воспитанием, является закаливание организма.

       Закаливание – важнейшая составная часть физического воспитания детей различных возрастных групп. Под закаливанием подразумевается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов окружающей среды. Среди закаливающих мероприятий выделяют общие, проводимые постоянно на протяжении всей жизни (ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, использование рациональной одежды, поддержание соответствующего температурного режима в помещениях и соблюдение правильного режима дня, сбалансированное питание и др.) и специальные (гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение и др.).

       При проведении закаливания необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы (учет индивидуальных особенностей организма ребенка и состояния его здоровья, постепенность и непрерывность проведения мероприятий, их комплексность), а также четко следовать рекомендованным методикам. При этом не следует забывать о том, что закаленность имеет условно рефлекторный характер и без соответствующего подкрепления выработанная реакция угасает у взрослых через 2-3 недели, а у детей дошкольного возраста – через 5-7 дней. Недопустимо проведение закаливающих процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка, при наличии острых заболеваний, сопровождающихся лихорадкой.

       К настоящему времени разработаны и рекомендованы многочисленные методики проведения закаливающих процедур для детей. Многие из них отличаются трудоемкостью и поэтому ограничены в использовании для организованных детских коллективов (общее обливание, ножные ванны), другие требуют хорошей подготовки и приемлемы только для здоровых детей (моржевание, купание в открытых водоемах).

       При организации закаливающих мероприятий выделяют 3 группы детей:

I группа – здоровые, ранее закаливаемые;

II – здоровые, впервые приступающие к закаливанию, а также имеющие функциональны отклонения в состоянии здоровья;

III группа – имеющие хронические заболевания и в период после длительного заболевания.

       Для детей I группы рекомендуемые значения конечных температур воздуха и воды при проведении закаливающих процедур должны быть на 2-4С ниже, а для детей III группы в среднем на 2С выше, чем для детей II группы. Кроме того, следует придерживаться тактики более постепенного снижения температуры действующего фактора для детей, имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья или страдающих хроническими заболеваниями (через 3-4 дня при местном воздействии и через 5-6 дней – при общем).

        Наиболее распространенным в системе закаливающих мероприятий у детей является ускорение адаптации к холоду. Ребенок должен быть хорошо адаптирован к изменяющимся условиям среды, погоды и другим метеофакторам. Традиционно считается эффективным проведение воздушных, солнечных ванн, сна на открытом воздухе, прогулок, а также игр на свежем воздухе в любое время года.

       Воздушные ванны являются наиболее мягкими процедурами и начинаются буквально с момента рождения ребенка (пеленание, купание, переодевание и т.д.), а затем присутствуют постоянно в повседневной жизни (смены одежды, прогулки, занятия физической культурой), а потому параметры их проведения не нормируются. Воздушные ванны в качестве специальных закаливающих процедур целесообразно проводить утром или в 17-18 ч в чистом, хорошо проветренном помещении спустя 30-40 мин после еды. Температура воздуха при этом должна быть на уровне теплового комфорта в зависимости от возраста детей, климатического района и функционального назначения помещения, т.е. соответствовать гигиеническим нормативам.

          В последнее время широкое распространение в детских дошкольных, а также в образовательных учреждениях получил метод закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного темпа. При этом может дозироваться температура воздуха, продолжительность, площадь открытой поверхности тела и др. Этот методический прием позволяет, с одной стороны, решить задачу закаливания всего коллектива детей, с другой – осуществить индивидуальный подход к каждому.

        Очень прост в использовании также метод закаливания путем «ослабления» одежды на один слой (замена в помещении колгот на носки или гольфы, брюк на шорты, рубашек и платьев на футболки и майки и др.).

       Световоздушные ванны (закаливание солнечными лучами): в летнее время закаливание воздухом часто сочетают с закаливанием солнечными лучами. Световоздушные ванны показаны практически всем здоровым детям, ослабленным вследствие перенесенного заболевания, а также детям с задержкой роста и развития. В средней климатической зоне целесообразно проводить процедуру с 9 до 12 ч, на юге – в период с 8 до 10 ч. Противопоказанием является повышение температуры, а также наличие острых инфекционных заболеваний у детей. Время пребывания на солнце строго дозируется: от 5-6 мин вначале до 20-30 мин после образования загара.

       Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где низкая интенсивность солнечной радиации, а также в районах с загрязненной атмосферой.

       Общее ультрафиолетовое облучение оказывает выраженное бактерицидное действие, улучшает обменные процессы в коже, стимулирует крово- и лимфообращение, повышает местную и общую сопротивляемость организма. Для облучения детей используют светооблучательные установки либо облучательные установки кратковременного действия (фотарии). Облучение проводят в соответствии с методическими рекомендациями «Профилактическое ультрафиолетовое облучение людей с применением источников УФ-излучения». 

       К водным процедурам относят влажные обтирания и обливания (местные и общие), а также плавание. Известно, что вода обладает большой теплоемкостью и хорошей теплопроводностью, в связи с этим водные процедуры оказывают более выраженное местное5 и общее воздействие на организм, чем воздушные.

        Наиболее доступные процедуры для проведения в детских коллективах – обтирания и обливания. При этом важно соблюдение следующих закономерностей: переход от более устойчивых к холоду участков тела к менее устойчивым и постепенное увеличение площади поверхности тела, подвергающейся действию закаливающих факторов. Смоченной в воде (36…37 С) и отжатой тканью сначала обтирают верхние конечности – от пальцев к плечу, затем нижние – от пальцев к бедру, далее – грудь, живот, спину. После обтирания кожа последовательно вытирается насухо. Температура воды снижается каждые 1-2 дня на 2 С (до 20…21 С).

       Обливание голеней и стоп начинают с температуры воды +28 С и далее снижают ее из расчета 1 С в неделю. Нижняя граница температуры воды +18 С, продолжительность процедуры 20-30 с. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

        Использование других закаливающих процедур в организованных детских коллективах (плавание в бассейне, сауна и др.) ограничено, что обусловлено главным образом отсутствием технических возможностей в большинстве детских учреждений, а также отклонениями в состоянии здоровья детей.

       В настоящее время получают распространение нетрадиционные методы закаливания, например, применение контрастных температурных воздействий (контрастный душ), в результате чего происходит тренировка и совершенствование механизмов физической терморегуляции. В Прибалтике широко применяется метод «солевой дорожки» или «морские прогулки». При последнем методе ванну, на дне которой насыпаны галька и мелкие камешки, наполняют 1-2%-м раствором поваренной соли (начальная температура 26…24 С) так, чтобы раствор покрывал лодыжки стоящего ребенка. Температуру воды снижают через 2-3 дня на 1 С и доводят до 20…18 С. Непременным условием закаливания школьников является поддержание температуры воздуха в помещении не выше 18…20 С.

       Закаливание ослабленных и часто болеющих детей начинают обычно в летнее время, при этом следует повышать исходные и конечные значения температурных воздействий на 2-4 С и придерживаться более постепенной схемы усиления закаливающих нагрузок. Возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействий, которые были в начальный период закаливания, но с более быстрым темпом их нарастания.

        Важное значение приобретает также использование закаливания организма при воздействии низких температур в качестве действенного средства в борьбе с излишней массой тела. Для школьников и  младших классов, страдающих ожирением, рекомендованы воздушные ванны, обтирания и обливания водой при температуре 20…23 С, для старших школьников – контрастные души с перепадом температуры от 35 до 20 С. Непременным условием, обеспечивающим положительный эффект при проведении процедур закаливания, является постепенное их внедрение в режим дня ребенка.

 

 

 

 

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика