Образовательный центр им. С.Н. Олехника, подготовка к ЕГЭ - Программа занятий шахматами


Программа занятий шахматами

«Утверждаю»

Генеральный директор

ОЧУ «ОЦ им. С.Н.Олехника»

С.И.Соколовская____________

                                                                                        

 

    

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности «Шахматное королевство»

на 2016-2017 учебный год

для детей старшего дошкольного возраста

(с 4 до 7 лет)

 

Срок реализации: 1год (67 занятий)

 

Составитель дополнительной образовательной программы

Самолюк Игорь Иванович

 

 

 

   

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

 

Дополнительные образовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. (Глава 10,статья 75).

 

Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.

 

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.

 

В работе педагога  на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

 

Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки, которые в награду за их храбрость и терпеливость могут превращаться в другие фигуры.

 

Цель игры: захватить в плен неприятельского короля - говорят поставить королю мат.

 

Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

 

Данная дополнительная образовательная программа по шахматам «Шахматное королевство» направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

 

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:

 

а) образовательные:

  •  Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.
  •  Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.
  •  Познакомить с правилами поведения партнеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами.
  •  Учить детей пониманию взаимодействия между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
  •  Обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной партии.
  •  Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
  •  Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию.

 

б) развивающие:

  •  Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения.
  •  Самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
  •  Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.
  •  Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника.
  •  Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач.
  •  Формировать мотивацию к познанию и творчеству.

 

в) воспитывающие:

  •  Воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
  •  эстетическая:
  •  Обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

 

 д) физическая:

  •  Побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

 

  е) коррекционная:

  •  Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Формы работы с детьми включают:

  • подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания.
  • чтение художественной литературы.
  • соревнования;
  • игры;
  • упражнения;
  • самостоятельная деятельность детей.

 

Данная программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна старшим дошкольникам.

 

 

 

Отличительные особенности программы.

 

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности «Шахматное королевство» для детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программы "Шахматы, первый год" И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:

 

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным    количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

 

В программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.

 

Программа «Шахматное королевство» осуществляется на основе следующих принципов:

 

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  • Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов обучающего процесса.
  • Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
  • Принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
  • Принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
  • Принцип творчества – процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

 

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

 

Программа составлена на возраст детей 4-7 лет, её реализация предполагает 1 год.

 

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 67 шахматных занятия (два раза - в неделю). Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 25минут для детей старшей группы (4-5 лет) и 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

 

Основные формы и средства обучения:

 

  • Дидактические игры и задания.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Практическая игра.
  • Теоретические занятия, шахматные игры.
  • Шахматные турниры.

 

Планируемые результаты в ходе реализации программы:

 

К концу учебного года дети должны знать:

 

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур

         К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

         без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат; 
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

 

                 Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (промежуточный – в декабре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение практических задач.

 

 Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

 

Методика проведения педагогического мониторинга, критерии диагностики.

 

К концу первого полугодия обучения ребенок должен знать:

 

- историю возникновения шахматной игры;

 

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем;

 

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

 

- правила хода и взятия каждой фигуры.

 

К концу первого полугодия дети должны уметь:

 

- ориентироваться на шахматной доске;

 

- играть каждой фигурой в отдельности;

 

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

 

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 

- рокировать;

 

- решать элементарные шахматные задачи.

 

- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры

 

Критерии оценки

 

2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.  Имеет понятие о приёмах взятия фигур.  У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.  Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве

 

1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.  Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно»,  «неравно», «больше», «меньше».

 

0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

 

Содержание второго полугодия обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

 

К концу второго полугодия обучения ребёнок должен знать:

 

- Имена нескольких выдающихся шахматистов.

 

- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.

 

К концу второго полугодия обучения ребёнок должен уметь:

 

- разыгрывать шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил игры;

 

- ставить мат в один ход; решать шахматные задачи в 1-2 хода.

 

Критерии оценки

 

2 (Высокий): ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Знает термины «рокировка», «шах» и «мат».

 

1 (Средний): затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

 

0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятия «рокировка», «шах» и «мат».

 

                      Содержание программы

 

 

 

Учебно-тематический план работы по обучению детей игре в шахматы

 

                    один год обучения

 

 

 

Тема (раздел)

Содержание

Основные виды деятельности

Количество

занятий

1

Знакомство с историей возникновения шахмат

Сказка о происхождении шахмат «Раджа и мудрец». Знакомство с шахматными фигурами.

Слушание и обсуждение сказки о Радже. Викторины, игра «Волшебный мешочек».

1

2

Основные правила игры.

Понятие очередность хода, начальное положение в игре. Повторение знаний о фигурах.

Решение дидактических заданий - игры «Волшебный мешочек», «Путаница».

1

3

Знакомство с шахматной доской.

Доска как поле сражения. Чередование белых и черных полей. Понятия диагонали, вертикали и горизонтали. Центр доски, фланги.

Рисование полей, диагоналей и вертикалей.

1

4

Шахматная нотация.

Шахматные проспекты, улицы и дома. Знакомство с Добрым Волшебником.

Решения заданий по нахождению «домов» полей.

1

5

Отработка практических навыков ориентировки на шахматной доске

Упражнение в нахождении

заданных вертикалей,

диагоналей и горизонталей,

с использованием

буквенно-цифровых

обозначений.

 

Дидактические игры «Адреса», «Лабиринт».

1

6

Знакомство с ладьей.

Рассказ о месте

ладьи в начальном

положении. Ход ладьи.

Взятие.

Дидактические

задания и игры

«Лабиринт», «Перехитри

часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

1

7

Продолжение темы – ладья.

Продолжение сказки о  Добром Волшебнике. Совершенствование навыков игры ладьей.

Дидактические игры «Лабиринт», «Перехитри

часовых», «Один в поле воин».

1

8

Закрепление умений игры ладьей.

На новом сюжетном материале из сказки о Добром Волшебнике закрепление навыков игры ладьей.

Дидактическая игра «Лабиринт», «Кратчайший путь», «Морской бой».

1

9

Знакомство со слоном

Формирование

представлений о

шахматной фигуре

«слон». Место слона в

начальном положении. Ходы слона, взятие. Разноцветные и одноцветные слоны.

Дидактические игры «Лабиринт», «Перехитри

часовых», «Один в поле воин».

1

10

Углубление знаний о возможностях слона.

Понятие легкая и

тяжелая фигуры. Какие фигуры легче вывести в бой?

Продолжение сказки о сказочном слоне.

 

Дидактическая игра «Сбор урожая» стр.23 «Шахматы просто и весело», «Лабиринт», «Кто первый».

1

11

Ладья против слона

Отработка практических навыков игры ладьей.

Развитие внимания,

логического мышления,

смекалки.

Дидактические

игры, «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона), «Защита», «Выиграй

фигуру».

1

12

Слон против ладьи

Совершенствование навыков игры слоном и ладьей. Решение позиций.

Дидактические задания

«Лабиринт», «Перехитри

часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Морской бой».

1

13

 Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь».

 Место ферзя в начальном положении. Ходы ферзя, взятие. Введение

понятия «Ферзь – тяжелая фигура». Рассказ о встрече Доброго Волшебника со Сказочным Ферзем.

 

Дидактические игры

«Захват контрольного поля», «Защита

контрольного поля», «Морской бой»

1

14

Углубление знаний о ферзе.

Закрепление знаний о возможностях ферзя с помощью дидактических игр («Золушка едет на бал»).

«Игра на уничтожение»

(ферзь против ферзя),

«Ограничение

подвижности».

1

15

Ферзь против ладьи и слона

Особенности борьбы против слона и ладьи. Ферзь в правильном порядке ест защищенные фигуры.

«Атака неприятельской

фигуры», «Взятие»,

«Перехитри часовых»,

«Игра на уничтожение», «Морской бой».

1

16

Главная фигура в шахматах – король.

Рассказ о месте короля в

начальном положении. Ход

короля, взятие. Короля не

бьют, но и под бой его

ставить нельзя. Встреча Доброго Волшебника с белым королем.

Дидактические задания:

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь».

1

17

В чем сила короля

Рассказ белого короля о своем подвиге (рейд в тыл черных фигур учитывающий их слабости). Аналогия с игрой камень-мешок-ножницы.

«Взятие», «Выиграй

фигуру». «Захват

контрольного поля», «Защита контрольного

поля», «Игра на

уничтожение»

1

18

Знакомство с пешкой

Место пешки в начальном Положении. Понятия:

ладейная, коневая,

слоновая, ферзевая,

королевская пешка. Ход

пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение

пешки.

Дидактические игры «Доставка донесения», «Крабик и рыбка» стр.40 и 41

1

19

пешка

Понятия фаланга пешек, обжорный ряд, клин. Борьба фигур против пешек. Розыгрыш позиций пешки против ладьи, пешки против слона, ферзя, короля. Прорыв в шахматах (розыгрыш известной позиции).

Дидактические игры «Доставка донесения», «Крабик и рыбка» стр.40

1

20

Конь

Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами.

Дидактическая игра «Сбор урожая» стр.35 «Шахматы просто и весело», «Лабиринт», «Кто первый».

1

21

Расширение знаний о возможностях коня.

Охота конем на диких зверей, игра «кто первый отведет своего коня в конюшню». Сказка о спасении конем белой пешки.

Д/и

Задания «Сними

часовых», «Атака

неприятельской фигуры»,

«Двойной удар», «Морской бой»

1

22

Конь

Знакомство с двойным и тройным (вилкой) нападением коня. Конь против неподвижной пешечной фаланги. Сказка о волшебной антилопе.

Сказка «Напои коня», «Проведи его через сказочный лес». Розыгрыш позиций конь против одной или двух пешек.

1

23

Методы борьбы против коня

Слон против коня, ладья против коня и ферзь против коня. Сказка о коне на краю доски.

«Морской бой»

1

24

Закрепление знаний о ходах шахматными фигурами.

Продолжении сказки о Добром Волшебнике.

Дидактические задания:

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь», стр.45

1

25

Слабые и сильные стороны шахматных фигур

Прослушивание сказки о добром Волшебнике. Решение позиций, когда слабые фигуры побеждают формально сильных (конь сильнее ферзя).

Розыгрыш позиций из сказки.

 

1

26

Шах королю

Шах ферзем, ладьей,

слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

 

Дидактические задания

«Шах или не шах», «Дай

шах», «Пять шахов»,

«Защита от шаха».

1

27

Шах

Шах ферзем, ладьей,

слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

 

Дидактические задания

«Шах или не шах», «Дай

шах», «Пять шахов»,

«Защита от шаха»

1

28

Мат

Понятие мата.

Простейшие позиции мата ладьей, ферзем.

 Дидактическое задание

«Дай мат в один ход»

1

29

Мат

Конструкции мата – ферзь + слон, конь + ладья,

Дидактическое задание

«Дай мат в один ход»

1

30

Мат

Мат двумя ладьями. Техника оттеснения короля на край доски двумя ладьями.

Стр. 100 из книги «Шахматы просто и весело».

1

31

Рокировка

Знакомство с понятием «Рокировка». Зачем нужна рокировка. Правила рокировки. Рассказ о чудесном спасении белого короля.

Дидактическая игра «Штраф от инспектора» стр.81

1

32

Рокировка

Закрепление знаний о рокировке

Дидактическая игра «Спрячь короля в замке»

1

33

Закрепление знаний о возможностях фигур

Продолжение сказки о Добром Волшебнике. Задания на прохождение лабиринтов разными фигурами.

Дидактическая игра «Лабиринт», «Кратчайший путь», «Лиса в курятнике».

2

34

Пат

Рассказ о позициях

«мат» и «пат».

Варианты ничьей.

Примеры на пат

Понятие «бешеной ладьи».

Дидактическое задание «Пропавшая фигура»

1

35

Мат

Мат ферзем. Техника оттеснения короля в угол шахматной доски.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных

фигур.

Дидактическое задание «Пастушок и гусь», «Дай мат в один ход».

1

36

Защита фигур

Понятие защищенной фигуры. Техника построения армии защищенных фигур («клубок»).

 

Дидактические игры «Защити товарища» стр.111-113 Шахматы: просто и весело.

2

37

Вскрытый шах

Понятие вскрытого шаха, примеры выигрыша фигуры с помощью вскрытого шаха.

Стр.140-141

2

38

Двойной шах

Понятие двойного шаха. Мат с помощью двойного шаха. Защита от двойного шаха.

Дидактическое

задание «Дай двойной шах».

2

39

Матовая сеть

Понятие матовой сети. Роли нападающих и защищающих фигур

Дидактические задания стр. 87-89 из книги «Шахматы: просто и весело».

1

40

Связка

Понятие связки. Как связать фигуру противника в партии, и потом выиграть ее.

Дидактические задания стр.135-137 из книги «Шахматы: просто и весело».

2

41

Двойное нападение «вилка»

Выигрыш фигуры с помощью двойного нападения. Примеры «вилки» в исполнении всеми фигурами.

Дидактические задания стр.127-129,

«Морской бой»

2

 

42

Понятие дебюта

Детский мат и защита от него. Сказка о спящей армии черных фигур.

Тематические партии на детский мат

1

43

Понятие дебюта

Принципы разыгрывания дебюта на примере «Королевского гамбита» с пояснениями о том,

как лучше начинать

шахматную партию).

Дидактическая игра «Два хода»

2

44

Ценность фигур

Понятие стоимости фигур. Обоснование стоимости фигур. Оценка позиции исходя из стоимости белой и черной армии.

Игра «Магазин»

2

45

Размен

Выгодный и не выгодный обмен. Примеры позиций на тему размена.

Дидактические задания стр.115-116 Шахматы: просто и весело

2

46

Король и правило квадрата, оппозиция

Случай из жизни белого и черного короля.

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита

контрольного поля»,

1

47

Рентген

Понятие рентгена. Случаи рентгена с королем и ферзем.

Дидактическая игра «Рыбки и жемчужина».

2

48

Расчет вариантов

Техника расчета вариантов. Расчет простейших форсированных вариантов и защита от одноходовых угроз в партии.

Дидактическая игра «Кто возьмет крепость», «Волк и овечка».

2

49

Повторение программы

Повторение правил хода

и взятия каждой фигуры;

 

Дидактическое задание

«Дай мат в один ход»; Пат или не пат»,

Д/и «Адрес»,

«Шифровка»

1

50

Повторение программы

 

Решение задач с использованием различных приемов

Тестовые задания

3

51

Проведение шахматного турнира

 

Игра в шахматы

1

52

Проведение шахматного турнира

 

Игра в шахматы

1

53

Подведение итогов турнира

Разбор удачных фрагментов сыгранных партий.

 

1

54

Подведение итогов турнира

Разбор удачных фрагментов сыгранных партий.

 

1

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

 

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.) .

 

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

 

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

 

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

 

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

 

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

 

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

 

"Что общего? " Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

 

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

 

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

 

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

 

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми) .

 

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

 

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

 

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

 

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

 

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

 

"Защита контрольного поля".Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

 

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

 

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

 

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

 

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

 

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

 

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

 

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

 

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

 

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

 

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

 

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

 

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

 

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

 

2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. - М. «Просвещение» 1991г.

 

3. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.:

 

ГЦОЛИФК, 1984

 

4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

 

5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

 

6. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998

 

7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для А. Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

 

8. Севостьянова Е.О. «Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ «Сфера»

 

2006

 

9. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

 

10. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.

 

Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

 

11. Сухин И. Шахматы, первый год, или «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны» Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное

 

возрождение, 1998.

 

12. Сухин И. Шахматы, первый год, или «Учусь и учу»: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

 

13. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

 

14. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

 

15. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

 

16. Должикова О., Галинский Т. Шахматы: просто и весело. Русский Шахматный Дом, 2013.

 

17. Касаткина В. Шахматная тетрадь, ООО «Дайв», 2009.

 

                        

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика