ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С. Н. ОЛЕХНИКА"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Учимся говорить

Дорогие родители!

Предлагаем вам несколько игр и упражнений для вашего ребенка, которые помогут легче овладевать речью и правильно произносить звуки.

 

Игры на  развитие  грамматически правильной речи

 

Младший возраст

 «Один — много»

Цель: закрепить у детей навык образования формы множественного числа имени существительных.

Взрослый называет один предмет, а ребенок — много таких же предметов.

«Какой»

Цель: упражнять детей в подборе к заданному существительному однокоренных прилагательных.

Взрослый просит подобрать слово, похожее на им сказанное, но отвечающее на вопрос какой?

Лексико-грамматический материал: ум — умный, утка — утиный, арбуз- арбузный, осел- ослиный и т.д.

«Жадина»

Цель: упражнять детей в различении на практическом уровне лексико-семантических категорий рода и числа существительных и в использовании притяжательных местоимений в речи.

Картинки с изображениями различных предметов, называть предметы, изображенные на картинках, добавив одно из слов — мой, моя, мое, мои.

Лексико-грамматический материал: лента, бант, аист, машина, ведро, руки…

 

«Что вижу»

Цель: закрепить навык детей в образовании формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных.

Предметные картинки, надо сказать, что (или кого) видит ребенок на  из них.

Лексико-грамматический материал: танк, бегемот,  ветка…

«Большой — маленький»

Цель: тренировать детей в правильном использовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

В ходе игры дети употребляют в речи субстантивные словосочетания с прилагательным большой (маленький).

Лексико-грамматический материал:  дом — домик, пень — пенек, конфета — конфетка, конь — конек, панама — панамка, кнут — кнутик, туфли — туфельки.

«У акуленка друзья».

Цель: упражнять детей в использовании в речи существительных, обозначающих детенышей животных.

Дети выполняют поручения «акуленка» — приглашают к нему в гости детенышей животных

Лексико-грамматический материал: олененок, котенок, индюшонок, бельчонок, тюлененок, поросенок, львенок, крольчонок, теленок, лисенок…

«Я вижу много …».

Цель: упражнять детей в образовании формы родительного падежа множественного числа существительного; тренировать детей в подборе однокоренных относительных прилагательных к заданным существительным.

Взрослый предлагает изменить названное им слово так, чтобы можно было закончить предложение

Лексико-грамматический материал: лебедь — лебедей, поляна — полян, ель — елей…

«Сложные слова»

Цель: привлечь внимание детей к семантике сложных слов и возможным способам их образования (на практическом уровне).

Взрослый предлагает детям назвать слово, которое получится, если объединить два названных им слова.

Лексико-грамматический материал: пыль «сосет» — пылесос, лес рубит — лесоруб, книги любит — книголюб, поле «водит» — полевод, лес «водит» — лесовод,

суховей, лесовоз, лесопарк, листопад, снегопад, садовод.

«Скажи про…»

Цель: тренировать детей в составлении предложения по образцу с включением в его состав формы родительного падежа существительного с предлогом.

Взрослый предлагает детям составить предложения по образцу, предложенному им, заменив одно из слов («Скажи то же, но про папу /про маму, про Вову, про Тагу/»). При этом дети тренируются в правильном произнесении звука Ы в окончаниях существительных. С учетом речевых возможностей детей можно предложить детям сделать предложение «длиннее» (распространить его за счет новых членов предложения).

Лексико-грамматический материал: У Наты дыни. У папы дыни (У мамы дыни. У Вовы дыни). У моей сестры Наты большие спелые дыни. У Люды тыква. У мамы оранжевая спелая дыня и т.п.

Старший возраст

 

«Закончи фразу»

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лёд ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.

 

«Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов.

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 

«Жадина»

Различение категорий рода и числа существительных (мой, моя, мое, мои)

Взрослый предлагает сказать слова со словом мой…

 антенна, альбом, ухо, аптеки, автобус, аллея, азбука, акула, алмаз, антилопа, аппетит, ателье, асфальт, уголок, уголь, удав, удаль, удод, улей, улитки, улицы, улыбка, усы, успехи, утюг, утюги, танк, комната, Таня, лото, туфли, тополь, туфля, тулуп.

«Магазин»

Образование формы множественного числа существительных

Взрослый  говорит, что у него один предмет, а у ребенка в магазина – много:

утенок — утята, котенок — котята, теленок — телята, акуленок — акулята,…

«Не изменяй!»

Употребление несклоняемых существительных в различных конструкциях простых предложений

Взрослый предлагает составить предложения со словами: пальто, кофе, пианино, кино, ситро, метро, домино, лото.

 

«Новое слово»

Образование новых глаголов с помощью приставок

Предлагается назвать новые слова, прибавив один или несколько звуков в начало названных взрослым слов:

копает — перекопает, выкопает, накопает, откопает;

 катит — откатит, накатит, перекатит, выкатит;

ходит — выходит, уходит, переходит, сходит.

«Что из чего»

Образование относительных прилагательных от существительных

Взрослый просит изменить слова по образцу: липа — липовый

ель — еловый, калина — калиновый, клюква — клюквенный, пыль — пыльный, малина — малиновый.

 

«Где?»

Закрепление в речи предложных конструкций (предлоги: над, под, между, около)

Взрослый показывает картинки испрашивает: Какая картинка около картинки «ягоды»? между картинками «лимон» и «яблоко» и т.д.).

 

«Лишнее»

Различение слов-предметов, действий, качеств

Взрослый называет 4 слова, ребенок выделяет «лишнее слово»):

сова, стоит, нос, сумка;

самолет, стук, усы, косой, бусы;

 ставит, кусает, слепой, спит, ест;

сопит, спелый, сухой, светлый, босой.

 

«Одна семья»

Подбор родственных слов

Взрослый предлагает послушать и определить слова из одной семьи

стол — столик, столовая;  лес — лесок, лесной, лесник, лесовик, лесовод, лесовоз, лесоруб, лесопарк, лесополоса.

«Кто больше»

Подбор эпитетов к названиям предметов, составление предложений

Взрослый и ребенок называют слова к предмету- кто больше

Мы летим на (красивом; новом; блестящем…) самолете.

Мы едем в цирк на (новом; синем; красивом; большом…) автобусе.

«Исправь Незнайку»

Исправить ошибки в предложениях:

Взрослый читает предложения, ребенок находит и исправляет ошибки.

Зина моет белье. Соня купает посуду. Костя хлопает ладоши. Котенок Васька лижет молоко. Вася ставит вазу за стол. Сима взяла апельсин от стола. Костя катается из горки на санках. Вася стоит из-за стула.

«Делает сам»

Образование возвратных глаголов:

Взрослый предлагает изменить слово, чтобы было понятно, что человек говорит про действие с собой:

 моет — моется (одевает, купает, обливает, пылит, катит, обманывает).

«Найди, кто где»

Закрепление правильного употребления в речи предлогов за, из-за, из-под, между

Взрослый показывает картинки, где спрятались предметы и видны частично

(за жуком; из-за березы; из-под дивана; между желтым платьем и зеленым жакетом и т.д.).

 

«Маленький»

Образование слов с уменьшительным значением:

Взрослый говорит, что некоторые предметы очень малы, поэтому их называют ласково:

ручка — ручечка, бочка — бочечка, печка — печечка, лента -ленточка; сумка - сумочка; ваза - вазочка и т.д.и т.д.

 

Упражнения для развития  мышц артикуляционного аппарата

Упражнения для развития нижней челюсти

Бегемот (птичка) – улыбнуться, широко открыть рот (зубки верхние и нижние видны), держать  рот  с напряжением, затем закрыть и  выполнять  жевательные движения закрытым ртом;  проглотить слюну.

Ротик шире открывай –

Кушай птенчик не зевай!

Ящик - улыбнуться, приоткрыть рот, показать и разжать зубы, медленно двигать челюстью вперед – назад (нижние зубки выдвигаются вперед верхних).

Пила, молоток - улыбнуться, приоткрыть рот, показать и разжать зубы, осторожно двигать челюсть вправо-влево, потом вверх-вниз, как бы открывая и закрывая рот (зубы не стучат).

 

Упражнения для развития подвижности губ

Улыбка (лягушки) - сомкнуть губы (но не поджимать), улыбнуться (зубы не видны), растягивать губы как можно шире, держать с  напряжением на счет 1-4, на счет 5– расслабить.

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

Хоботок (Слоник) - вытянуть сжатые (чтобы не было дырочки) губы как можно дальше вперед трубочкой, как при звуке [У], держать с напряжением 1-до 4, на счет 5 – расслабить.

Губки в трубочку сложи –

Хоботок всем покажи.

*Усложнение - чередовать Улыбка – Хоботок

*Усложнение - с сопротивлением: Улыбка-ребенок растягивает губы, а мама пальцами препятствует движению губ. Хоботок - ребенок вытягивает губы вперед, мама препятствует.

Рыба  - шлепать губами, широко открывая и закрывая рот (слышится звук П)

Лошадка фыркает - поджать губы под зубы в рот (спрятать), потом распустить губы с сильным выдохом и дрожанием  (пфррр, как кучер останавливает лошадь)

Стой моя лошадка, стой!

Прискакали мы домой!

Мотоцикл – положить язык между губ, дуть на язык и губы, чтобы они вибрировали вместе

(слышится дребезжащий звук).

Зайчик – губы в лёгкой улыбке, поднять верхнюю губу, показать верхние зубы; принять исходное положение (легкая улыбка), потом опустить нижнюю губу, показать нижние зубы, вернуться в исходное положение.

Хомячок голодный и сытый: Чередовать надувание щек воздухом, потом втягивание их внутрь, губы сомкнуты.

Хомячок прячет запасы - перекатывание воздуха из одной щеки в другую, губы сомкнуты.

Оскал (собачка показывает зубки) – улыбнуться широко, показать зубы (коренные зубки стоят друг на друге, как во время жевания (в прикусе)).

Заборчик – улыбнуться широко, показать зубы, рот приоткрыть (верхние и нижние зубы видны, стоят друг над другом), между зубами маленькое расстояние (дорожка), как при [И].

Бублик, рупор, колечко - зубы сомкнуты в естественном прикусе, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке [О] (верхние и нижние резцы видны).     

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

*Усложнение - чередовать: Улыбка - Оскал - Заборчик

*Усложнение – чередовать:  Улыбка – Оскал- Бублик - Хоботок

*Усложнение  - чередовать утрированное беззвучное (по секрету) произнесение с активной артикуляцией звуков губами: И-У-И-О-И-А- И-Э

Упражнения для мягкого нёба

Кашлять - улыбнуться, положить широкий язык  на нижнюю губу и покашлять 2-раза подряд, потом закрыть рот и «постонать» [м-м-м]; снова улыбнуться, положить широкий язык  на нижнюю губу покашлять 3 раза,  «постонать»; затем покашлять 4 раза и постонать.

Зевать, широко открывая рот.

Храпеть - рот приоткрыть, произносить на выдохе [х-х-х], как будто язычок спит и храпит.

Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
Надувать щеки с зажатым носом.
Медленно произносить звуки к, г, т, д.
Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Упражнения для мышц языка

Лопата - улыбнуться, открыть рот, спокойный и широкий язык положить на нижнюю губу (нижняя  губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы). Удержать под счет до 5. Язык не шевелится.

Вот она, лопатка, -

Широка да гладка.

*Усложнение: рот всегда открыт, язык  выдвигается на нижнюю губу Лопаткой,  счет до 5, потом язык убирается в рот, отдых, счет до 5. (рот не закрывать).

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

*Усложнение - Лопата копает – из положения Лопатка выполнять лёгкий подъём широкого языка вверх и опускание в исходное положение, на губу.

*Усложнение  - Чашечка  - улыбнуться, рот широко открыть, из положения Лопатка передний и боковой края широкого языка поднять (загнуть) вверх, но не касаться зубов, язык принимает форму чашечки или ковшика. Удерживать положение под счет до 5-10.

*Усложнение  - Не разбей чашечку -  сделать  Чашечку, не меняя положения языка, медленно убирать язык в рот, за  верхние зубы («поставить чашечку на верхнюю полку»).

*Усложнение  - Поезд едет по рельсам - сделать  Чашечку, не меняя положения языка, медленно двигать языком вперед-назад к губам и внутрь рта за верхние зубы (форму чашечки не терять,  кончик языка свободен и загнут,  боковые края языка трутся о верхние коренные зубы - рельсы).

Иголочка,  Жало - рот  открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед, держать до 5-10.

Вот она иголка, -

И остра, и колка.

Змейка -  рот широко открыть, узкий язык сильно выдвигать вперед изо рта навесу! и убирать вглубь рта. Медленно!

*Усложнение  - чередовать: Лопатка - считать до 5, Иголочка - считать до 5. (рот не закрывать). В упражнении Иголочка  напряжение, в упражнении Лопатка – отдых.

Оближем губки - улыбнуться, рот широко открыть, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу в одну, затем в другую сторону.

Обезьянка -  приоткрыть рот, поднять и засунуть язык между зубами и верхней губой; затем опустить и засунуть язык между зубами и нижней губой.

Почистить зубы - рот закрыт, круговым движением языка провести между губами и зубами. Потом рот открыть и проводить языком по верхним зубам из стороны в сторону изнутри и снаружи, также по нижним зубам; 

Подметаем в доме  - упереться кончиком широкого языка в нижние резцы и сильно двигать от корней к кончикам зубов снизу вверх (язык вываливается из-за зубов), убрать язык  назад вглубь ротовой полости и опять продвинуть вперёд к зубам, потом по зубам снизу вверх – 5 раз (затем  с верхними зубами: язык движется по нёбу и  зубам от корней к кончикам – 5 раз).

Вкусное варенье - улыбнуться, рот широко открыть, широким языком, слизывающим движением облизать верхнюю губу сверху вниз  и убрать язык за верхние  зубки;

улыбнуться, рот широко открыть, слизывающим движением облизать нижнюю губу снизу вверх и убрать язык за нижние зубки. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

*Усложнение - Индюк – из упражнения Вкусное варенье производить движения по верхней губе вперед и назад (в рот), стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала движения медленные, потом уcкорить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл. Нижняя челюсть не двигается!

Ступеньки – широко улыбнуться, открыть рот, широким языком «обнять» верхнюю губу, затем – «обнять» верхние зубы, затем «спрятаться» за верхние зубы (широкий язык прижать к бугоркам за  зубами). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Часики – открыть рот, высунуть узкий язык и навесу (не скользит по зубам и губам) двигать им в стороны, от угла до угла губ.

Любопытный язычок - улыбнуться, рот открыть (зубы видны), язык навесу (не скользит по зубам) тянется вверх (счет до 5), вниз (счет до 5), вправо (счет до5), влево (счет до5). Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

*Усложнение - с сопротивлением: язык поднимает вверх, мама пальцем не дает его поднять; язык опускает вниз, мама пальцем не дает ему опуститься. Язык двигается вправо (мама удерживает его, не дает двигаться), потом – влево.

Качели (2 варианта) - улыбнуться, открыть рот (зубы видны), широким напряженным языком тянуться попеременно вверх, к носу и вниз, к подбородку. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. «Качели качаются дома» - улыбнуться, открыть рот (зубы видны), широкий напряженный язык поднимать за верхние зубы и опускать за нижние зубы, к их основанию. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Парус - рот открыт широко, улыбнуться, потрогать языком альвеолы (бугорки) за зубками и с силой упереться кончиком широкого языка в альвеолы за верхними зубами, давить на них.

Маляр – улыбнуться, рот широко открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба и обратно. Медленно!

Прятки (2 варианта) - улыбнуться, открыть рот (зубы видны), широким напряженным языком тянуться и касаться снаружи (обнимать язычком и прятать) верхние зубы - обнимать язычком и прятать нижние зубы снаружи. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. Теперь прячется язык - упереться в альвеолы (бугорки) внутри рта за верхними зубами (спрятался язык за зубки) - опускаться к нижним зубам, упираясь в их основание изнутри.

Горка - широко улыбнуться, открыть рот, кончиком широкого языка упереться в основание нижних зубов (резцов), боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, спинку языка поднять вверх, как можно выше.

*Усложнение - чередовать: Горка, счет до 5, отдых-  язычок спокойно лежит во рту (счет до 5), (рот не закрывать).

Катушка, колесо, валик – из положения Горка  широкий язык  «выкатывается»  вперед и убирается в глубь рта, (кончик языка всё время держится за нижние зубки).

Дудочка -  рот приоткрыт, губы вытянуты вперед, боковые края языка загнуты вверх, в середине языка желобок.

*Усложнение - Желобок - из положения Дудочка втянуть в себя щеки и воздух, затем выдохнуть на ватку (ватка лежит на ладони, воздух должен пойти по желобку и сдуть ватку).

Лошадка  - улыбнуться, рот широко открыть, язык присосать к небу всей поверхностью  и резко опускать вниз, раздается щелчок. Щелкать языком медленно и сильно, тянуть «уздечку», нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

Скачем на лошадке

По дорожке кладкой.

Грибок - улыбнуться, рот широко открыть, язык присосать к небу всей поверхностью и держать под счет (лошадка остановилась).

Гармошка - из положения «грибок», не отрывая язык от неба, сильно и медленно оттягивать вниз нижнюю челюсть и возвращаться в исходное положение. Тянуть подъязычную связку.

Футбол, спрячь конфетку, орешки - рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку изнутри (язык впирает из щеки).

Кошечка – показывать, как кошечка языком вылизывает себя, лакает молочко, двигается только язык снизу вверх.

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

 

Упражнения на мышечное сопротивление

Удерживать губами карандаш, салфетку, которую взрослый хочет вынуть.

Вылизывать ложки снаружи и внутри (двигать языком, а не ложкой), постепенно уменьшать размер ложки от столовой до чайной.

Слизывать языком размазанную каплю меда (варенья, сгущенки, сметаны и т.д.) с блюдца

(блюдце должно стоять (лежать) неподвижно, двигается по нему язык)

«Силач» - локти поставить на стол, ладони сложить друг на друга, положить голову на   ладони, открывать и закрывать медленно рот, давить открывающимся ртом на руки, руки сопротивляются давлению.

Самомассаж

1.Из положения Лопата шлепать по языку губами (пя-пя-пя)

2.Из положения Лопата выдвинуть язык вперед и кусать зубами (та-та-та)

3.Из положения Лопата язык выдвигать вперед и убирать назад, кусая его зубами от кончика до середины и обратно (та-та… тя-тя)

4.Улыбнуться, открыть рот и кусать боковые края языка коренными зубами

5. Из положения Катушка (сделать «Горку» - рот широко открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам), широкий язык  «выкатывается»  вперед и убирается в глубь рта, в это время  покусывать язык боковыми и передними зубами)

6. Почесывание, поглаживание и покусывание губ (верхней и нижней)  зубами.

Упражнения для формирования желобка  и выработки центральной воздушной  струи

1.  Петь «ииииииииииии» (с зеркалом).
 2.  Дуть на широкий  достаточно высунутый язык. Губы в покое!
 3. «Лодочка»: язык свёрнут трубочкой вне рта, дуть в трубочку. Если недоступно выполнение,   то следует помочь,   положив на самый край высунутого языка часть спички вдоль и попросив  ребёнка «втянуть водичку», т. е. вдохнуть  в себя. Теперь выпускаем воздух из «лодки». Проверить воздушную струю – она должна быть холодной.
 4.  Дуть на «горочку» (язык широкий, спинка поднята, кончик опущен за нижние зубы, зубы обнажены в улыбке).
 5.  Закрепить чередованием   упражнений   2 -3 - 4 (5 раз). Следить, чтобы не надувались   щёки.  Можно слегка прижать щёки   ладонями, чтобы   вырабатывалась центральная воздушная струя.     
 6.  «Шторм в стакане»: в позе   языка «горочка» положить на середину языка   соломинку для коктейля, конец которой опущен в стакан с водой, длительно дуть, не надувая щёки (см. о щеках в № 5), получая в результате бурление воды в стакане.
 7.  «Дуйбол»: в упражнение № 2 добавить ватный или бумажный шарик (можно лёгкий маленький лоскуток или кусочек салфетки) и дуть на него, не надувая щёки. Учитывать, что длительная вентиляция может привести к головокружению, делать паузы.

 

Комплекс упражнений для укрепления переднего края языка (при межзубном произношении звуков)

1. Жевать самый кончик языка, произнося ТА -ТА- ТА, ТЫ-ТЫ-ТЫ, ТЭ-ТЭ-ТЭ в разном ритме.  Нижнюю челюсть придерживаем, чтобы рот широко не открывался.

2. «Цоканье»  На верхней губе («Поцелуй язычком верхнюю губку», чтобы нижняя губа не участвовала). Под верхней губой («Целуй в зубки»). Поцокаем во рту («Лошадки»). Подбородок неподвижен.

3. «Футбол» («Орешек»). Напряженным языком упираемся в левую и правую щеки поочередно. Рот закрыт, нижняя челюсть неподвижна.

4. «Тёрочка». Поскоблить язычок зубами, выполняя движение языком вперед изо рта, назад – в полость рта.