ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С. Н. ОЛЕХНИКА"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Предпосылки к обучению грамоте

Дорогие родители!

Предлагаем вам несколько игр для вашего ребенка, которые помогут формированию предпосылок к обучению грамоте.

 

 

«Буквы вокруг меня»

Дети должны назвать предметы, находящиеся в комнате, но только в алфавитном порядке. Например: аквариум, банка, вешалка, гардина и т.д.

«Загадка Петрушки»

Взрослый просит детей назвать грибы, в названиях которых обязательно есть звук [р] (боровики, грузди, рыжики, сыроежки), звук [т] ( маслята, опята), звук с (сыроежки, свинушки, маслята). звук [и] (подберезовики, подосиновики, рыжики, боровики).

«Подумай, не торопись»

Взрослый предлагает:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…).

Подбери слово, чтобы первый звук был [к], а последний [ш] (карандаш, камыш…).

Какое слово получится, если к но- прибавить один звук? (нос, нож…).

«Динозаврик»

Проведи динозаврика к домику так, чтобы по пути ему встречались слова, начинающиеся на одну и ту же букву.

«Назвать первый звук в словах»

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, ypoжай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, индеец, искать, ищейка, изба, имя, ирис.

«Вспомни»

Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У,

«Назвать последний звук в словах»

(А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

«Назвать первый и последний звуки в словах»

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

«Определить, где слышится звук»

М — в начале, в середине или в конце слова.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, > гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, | мука, море.

Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука— рука, магазин — бензин зайка — майка, мыло — шило.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Определить, есть в слове звук Н или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Наша — Саша, корона — корова, струна — трава, конфеты — приветы, норка — корка, найдём — пойдём, наши — уши, шалуны — шумы, слова — слоны, зелёный — золотой, канава — забава, заноза — угроза.

Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Кошка — кофта, фантик — бантик, фонтан — тахта, фрукты— продукты, враг — флаг, косточка — форточка, косой — фасоль, пары — фары, нота — фото.

Определить, есть в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.

 

«Подобрать в рифму названия овощей со звуком К».

Поздним летом в огороде собирается народ. Зрел всё лето урожай. Что собрали — отгадай!

Где весною было пусто, летом выросла... (капуста)

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп)

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку)

От дождя земля намокла, вылезай, толстушка... (свёкла)

Из земли за чуб плутовку тянем, сочную... (морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску)

Помогает деду внук — собирает с грядок... (лук)

Просит дедушка Федюшку:— Собери ещё... (петрушку)

Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий... (кабачок)

И красавец-великан тёмно-синий... (баклажан)

Игры на формирование слоговой структуры слова

 

Младший возраст

 

«Повтори так же»

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.

Взрослый задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

 

«Раздели правильно»

Проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

«Выбери схему»

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Вариант 1. Взрослый задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

 

Упражнения на уровне звуков:

«Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

«Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

 

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).

 – «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.

 

Игра с пуговицами

Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите,  как вы много слов собрали, какие вы молодцы!

«Нарисуй фигуру»

Взрослый обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.

 «Прищепки»

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно  оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно.

«Пуговицы»

Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.

Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.

 

 

Старший возраст

 

«Скажи, как я»

Взрослый  предлагает  внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Он следит за тем, чтобы  ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.

 

«Дополни»

Добавить в предложение одно из названных им слов, предварительно изменив его.

Лексико-грамматический материал: Быть — бить. Коля и Лида в кино сегодня … (были). Катя и Люда по барабанам палочками … (били). Мы хотели сегодня пораньше дома … (быть). Собаку никогда не надо … (бить). Выли — вили. В чаще леса волки … (выли); Петя и Витя из ниток веревку … (вили).

«Сосчитай правильно»

Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

«Длинное – короткое»

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

 Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.

 Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

Упражнения на уровне слогов:

  • Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым.
  • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
  • Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

«Игра с мячом»

Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.

«Телеграф»

Материал: палочки.

Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

«Сосчитай, не ошибись»

Материал: пирамидка, кубики, камешки.

 Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

 «Передай дальше»

Участники игры передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова.

 «Назови правильное слово»

Материал: картинки.

Взрослый произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

«Что изменилось?»

Материал: картинки. Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Ребёнок объясняет различие между словами.

 «Найди самое длинное слово»

Материал: картинки.

Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

 «Сосчитай, не ошибись»

Материал: картинки, карточки с цифрами.

Взрослый показывает картинки, ребенок  показывает цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

 «Какое слово отличается»

Материал: картинки. Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).

 

«Назови одинаковый слог»

Материал: картинки.

Ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

«Конец слова за тобой»

Материал: мяч.

Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

 

 

«Нарисуй фигуру»

Взрослый обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

 

 

«Чего не стало»

Взрослый показывает детям набор из разноцветных фигур или предметов. Затем дети закрывают глаза. Взрослый прячет одну фигуру и спрашивает у детей, чего не стало (по цвету, величине).

 «Прищепки»

Предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какую цифру напишет взрослый (или ребенок увидит на картинке). Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце», «цветочек», «ёжик»… Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок.