Дорогие родители!
Предлагаем вам несколько игр для вашего ребенка, которые помогут формированию предпосылок к обучению грамоте.
«Буквы вокруг меня»
Дети должны назвать предметы, находящиеся в комнате, но только в алфавитном порядке. Например: аквариум, банка, вешалка, гардина и т.д.
«Загадка Петрушки»
Взрослый просит детей назвать грибы, в названиях которых обязательно есть звук [р] (боровики, грузди, рыжики, сыроежки), звук [т] ( маслята, опята), звук с (сыроежки, свинушки, маслята). звук [и] (подберезовики, подосиновики, рыжики, боровики).
«Подумай, не торопись»
Взрослый предлагает:
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…).
Подбери слово, чтобы первый звук был [к], а последний [ш] (карандаш, камыш…).
Какое слово получится, если к но- прибавить один звук? (нос, нож…).
«Динозаврик»
Проведи динозаврика к домику так, чтобы по пути ему встречались слова, начинающиеся на одну и ту же букву.
«Назвать первый звук в словах»
Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, ypoжай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.
Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.
Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, индеец, искать, ищейка, изба, имя, ирис.
«Вспомни»
Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.
Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У,
«Назвать последний звук в словах»
(А, О, И, У, Ы).
Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.
«Назвать первый и последний звуки в словах»
Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.
«Определить, где слышится звук»
М — в начале, в середине или в конце слова.
Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, > гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, | мука, море.
Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука— рука, магазин — бензин зайка — майка, мыло — шило.
Определить, в каком из двух слов есть звук В.
Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.
Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.
Определить, есть в слове звук Н или нет.
Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.
Наша — Саша, корона — корова, струна — трава, конфеты — приветы, норка — корка, найдём — пойдём, наши — уши, шалуны — шумы, слова — слоны, зелёный — золотой, канава — забава, заноза — угроза.
Определить, есть в слове звук Ф или нет.
Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.
Кошка — кофта, фантик — бантик, фонтан — тахта, фрукты— продукты, враг — флаг, косточка — форточка, косой — фасоль, пары — фары, нота — фото.
Определить, есть в слове звук К или нет.
Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.
«Подобрать в рифму названия овощей со звуком К».
Поздним летом в огороде собирается народ. Зрел всё лето урожай. Что собрали — отгадай!
Где весною было пусто, летом выросла... (капуста)
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп)
Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку)
От дождя земля намокла, вылезай, толстушка... (свёкла)
Из земли за чуб плутовку тянем, сочную... (морковку)
Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску)
Помогает деду внук — собирает с грядок... (лук)
Просит дедушка Федюшку:— Собери ещё... (петрушку)
Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий... (кабачок)
И красавец-великан тёмно-синий... (баклажан)
Игры на формирование слоговой структуры слова
Младший возраст
«Повтори так же»
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Взрослый задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.
«Раздели правильно»
Проговаривают чистоговорку:
Друг за другом мы шагаем
Слова на слоги разделяем.
Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
«Выбери схему»
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Вариант 1. Взрослый задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнения на уровне звуков:
«Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
«Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).
Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
Игра с пуговицами
Предложите ребёнку поиграть с пуговками, переберите их, подберите пуговицы разного цвета и размера. После перебирания пуговиц вместе с ребёнком выкладывайте их в ряд, проговаривая слова, на каждую пуговицу по одному слогу. Ребёнок должен видеть состав слова, после того, как вы соберёте слово, ещё раз его повторите, и поставьте собранные в ряд пуговки отдельно от других, потом обговорите, как вы много слов собрали, какие вы молодцы!
«Нарисуй фигуру»
Взрослый обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.
«Прищепки»
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно.
«Пуговицы»
Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше.
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.
Старший возраст
«Скажи, как я»
Взрослый предлагает внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Он следит за тем, чтобы ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.
«Дополни»
Добавить в предложение одно из названных им слов, предварительно изменив его.
Лексико-грамматический материал: Быть — бить. Коля и Лида в кино сегодня … (были). Катя и Люда по барабанам палочками … (били). Мы хотели сегодня пораньше дома … (быть). Собаку никогда не надо … (бить). Выли — вили. В чаще леса волки … (выли); Петя и Витя из ниток веревку … (вили).
«Сосчитай правильно»
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.
«Длинное – короткое»
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
Упражнения на уровне слогов:
- Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым.
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.
Упражнения на уровне слова:
«Игра с мячом»
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного взрослым слова.
«Телеграф»
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.
«Сосчитай, не ошибись»
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.
«Передай дальше»
Участники игры передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.
«Назови правильное слово»
Материал: картинки.
Взрослый произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).
«Что изменилось?»
Материал: картинки. Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.
Ребёнок объясняет различие между словами.
«Найди самое длинное слово»
Материал: картинки.
Ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.
«Сосчитай, не ошибись»
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Взрослый показывает картинки, ребенок показывает цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).
«Какое слово отличается»
Материал: картинки. Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.
Взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
«Назови одинаковый слог»
Материал: картинки.
Ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).
«Конец слова за тобой»
Материал: мяч.
Взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…
«Нарисуй фигуру»
Взрослый обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.
«Чего не стало»
Взрослый показывает детям набор из разноцветных фигур или предметов. Затем дети закрывают глаза. Взрослый прячет одну фигуру и спрашивает у детей, чего не стало (по цвету, величине).
«Прищепки»
Предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какую цифру напишет взрослый (или ребенок увидит на картинке). Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце», «цветочек», «ёжик»… Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок.