Дорогие родители!
Предлагаем вам несколько игр для вашего ребенка, которые помогут познакомиться с социальным миром.
«Как вас можно называть?»
Цель: формирование представлений о своем имени, развитие навыков словообразования
Ход игры: Предложите детям вспомнить, какие ласковые имена они слышат дома, как их называют мама, папа, бабушка, дедушка. Старших детей можно попросить написать свои имена на карточках.
Воспитатель: «А теперь, по кругу, по очереди будем перечислять всевозможные ласковые формы наших имен. Все имена запишем. У кого больше имен наберется? Первым сидит Коля. Мама и папа зовут его Николка, Нико, Колюня и Колюшка, дедушка называет Николаем, а бабушка - Коленькой. Друзья во дворе - Колькой. Подскажите Коле, как его еще можно называть?" Дети подсказывают: Кольча, Николенька, Ннколаша.
Дальше сидит Ваня, он перечисляет свои имена: Иван, Ванятка, Ванюшка, Ванечка, Иванка, Ванюша. Дети подсказывают и продолжают: Иванушка, Ивашка.
За Ваней ждет очереди девочка Саша. Саша сообщает, что дома ее зовут Шурик, Шурочка, Шуренок, Шурка, Сашок и Сашуля. Дети вспоминают, что Сашу называли еще Александрой, Александриной.
Так обсуждают, выясняют, придумывают всевозможные формы имен всех детей, включившихся в игру. Призы достаются владельцу имени с самым большим количеством форм и тому, кто придумал больше вариантов.
«Путешествие по миру»
Материал: странноводческий материал - буклеты, плакаты, открытки, рекламные издания, географические карты и т. д.
Ход игры: Взрослый: Я приглашаю в "самолет" тех, кто хочет посмотреть мир и себя показать. Во время "путешествия" дети узнают, как их будут называть по-английски (в Англии, в Америке), по-испански, по-немецки, по-итальянски, по-грузински в соответствующих странах. Например, Ванечка узнает, что он станет в Америке и в Англии Джоном, в Германии - Иоганом, в Испании -Хуаном, в Грузии - Вано. а во Франции - Жаном. Юля обрадуется, узнав, что в других странах ее будут звать Джульеттой, Джулией, Жюли. А Машенька узнает, что во всех странах мира детей называют ее именем и звучит оно так: Мария, Мари, Мариам. Катенька удивится, когда узнает, что за границей ее будут звать Катрин, Кэти, Кити. Катэ.Можно рассказать, что первые «музыкальные автоматы», с которыми ходили бродячие музыканты, наигрывали одну-единственную мелодию – «Катрин шарман» («Прекрасная Катрин»), поэтому их стали называть «шарманками»
«Знаменитые имена»
Материал. Можно использовать материалы семейных проектов «Моя семья»
Следующий этап работы – выяснить у детей в честь кого ему дали имя, кого из знакомых зовут так же. Дети узнают, кто такой ТЕЗКА. Тезка раньше почитался как родственник. Есть ли у вашего ребенка великие тезки? Мишиными тезками окажутся и цари, и полководец Михаил Кутузов, и сказочные медведи. А больше всего тезок найдется у Александра.
От разговоров про знаменитых тезок недалеко до размышлений о том, как дети сами собираются прославить свое имя, кем они хотят стать
«Моя комната»
Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов); карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.
Задания.
1. Обустроить свою комнату.
2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.
3. Самостоятельно все расставить.
4. Рассказать о своем выборе.
Правила.
1. Количество играющих 5 – 6 человек.
2. Работать самостоятельно.
3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.
4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.
"Город и село".
Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач).
Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.
Правила.
1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой).
2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием
"Поступи правильно".
Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.
Задания.
1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.
2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.
Правила.
1. Количество играющих 5 – 6 человек.
2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.
3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.
"Виды труда"
Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.
Задания.
1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.
2. Рассказать о выбранных профессиях.
Правила.
1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.
2. В игре принимает каждый член команды.
3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.
"Светофор"
Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.
Задания.
1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.
2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора).
Правила.
1. Количество участников 5 – 6 человек.
2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения, объявляются лучшими пешеходами, водителями.