ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ С. Н. ОЛЕХНИКА"

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта


Гендерное воспитание(игровая деятельность)

1. «Кто ты мальчик или девочка? »

Цель: выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Ход игры: Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком 

1 вариант:

Вопросы:

1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?

2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?

3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?

4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?

5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?

6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?

7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)

8. Мама, папа (бабушка, дедушка) считают тебя хорошим сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему ты так думаешь?

9. Каким бы ты хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему?

10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?

11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?

12. Каким бы ты хотел (а) стать мужчиной (женщиной)?

13. Каким бы ты хотел (а) стать папой (мамой)?

2 вариант:

Дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я - мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я - девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.

2. «Выбор игрушки»

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

Материал: игровое поле и раздаточные карточки с различными видами игрушек.

Ход игры: на игровом поле разложить игрушки, которыми играют предпочтительно мальчики или девочки, объяснить свой выбор.

3. Игра-занятие «Роль мужчины и женщины в семье» 
Этапы работы:
1.Подготовительный этап. 
Вводная беседа с детьми о семье. 
- Сколько человек в вашей семье? 
- Как их зовут? 
- Что вы любите делать все вместе? 
Воспитатель подводит итоги, обобщает ответы детей. Слово семья состоит из двух слов –семь и я. Семья может быть большой и маленькой. Об этом написала рассказ. В.Донникова. А называется он «Канавка». Послушайте его. 
2.Основной этап. 
Педагог предлагает детям ответить на вопрос « А чем отличаются мужчины от женщин?» Дети по очереди высказывают свое мнение. 
Воспитатель предлагает поиграть и предлагает детям различные ситуации.(участники –дети) 
Например: « В транспорте» , « Домашние дела» и т.д. 
Воспитатель подводит итог разговора ,говорит о том ,что мальчики- это будущие мужчины , а девочки- будущие женщины. И у каждого в семье есть свои обязанности. 
Рефлексия: «Кто такой настоящий мужчина?», «Какой должна быть настоящая женщина?»

4. «Проигрывание ситуаций»

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

- Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя?

(Эта игра поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Дидактические игры по гендерному воспитанию:

1. «Домашние заботы».

 

Предложите детям приготовить обед, используя игрушечную кухню. Помогите им распределить роли: девочки командуют, мальчики помогают. После игры побеседуйте с малышами, расскажите, что папы всегда должны помогают мамам по дому. Узнайте, кто и как помогает своим мамам дома.

2. «Дом дружбы»

Усадите всех детей в круг через одного (мальчик-девочка) и дайте им конструктор. Пустите одну деталь конструктора по кругу, и пусть каждый малыш, присоединяя к ней следующую и передавая дальше, скажет комплимент представителю противоположного пола. Например: Ваня какой? – Хороший, сильный, быстро бегает, высоко прыгает, не обижает девочек, не дерется. Маша какая? – Красивая, добрая, честная, аккуратная, и т.п. Эта игра помогает детям понять, что в каждом человеке есть что-то хорошее, что дружить между собой можно и нужно. Постройте из конструктора большой «дом дружбы».

3. «Родственники».

Пусть дети узнают о разнообразии родственных отношений и попытаются запомнить, кто кому приходится: для бабушки и дедушки они – внуки, для тети и дяди – племянники, и т.п. В этой игре полезными будут карточки с написанными на них словами. Можно составить из них небольшое генеалогическое древо.

Сюжетно – ролевые игры:

1.  Игра «Город мастеров».

Цели игры: Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя. 

 

Предварительная работа: Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин. Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?» 


Работа с родителями: 
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель». 

Примерный ход игры: 
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя. 
Воспитатель: 
У вас у всех растут года, 
Будет и семнадцать. 
Где работать вам тогда, 
чем заниматься?

Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор. 
Я сам шофёр и сам мотор! 
Нажимаю на педаль 
и машина мчится в даль. 
И, так, поехали!

(звучит песенка «Весёлые путешественники»)

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город - «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

Вот здесь у нас «Парикмахерская»

Здесь светло и интересно: 
Зеркала, духи и кресла, зал большой, 
Но видно, даже, 
Лучше, чем у вас в трельяже. 
«Магазин» 
А сейчас мы в магазине - 
Все продукты на ветрине: 
Чай, конфеты, колбаса - 
Разбегаются глаза. 
Подходите, покупайте, 
Деньги в кассу отдавайте.

Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»

Всегда внимательно, с любовью 
Наш доктор лечит вас, ребят. 
Когда поправит вам здоровье - 
Он больше всех бывает рад!

А вот здесь у нас «Строительная площадка.»
Строителя знает весь район, 
Мастер он отличный. 
Со своей бригадой он 
Строит дом кирпичный. 
Дом среди других домов 
И стройней и выше. 
Говорят до облаков 
Дом достанет крышей.

А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки, 
ждут, когда к ним придут 
Мамочки-малышки.

Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.

По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. 

Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.

А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.

2. Игра «Уложи куклу спать»

Цели игры: Соотносить предметы по величине; Закреплять словесное обозначение величин: «большой-маленький», «больше-меньше»; Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату; Закреплять знания детей о мужской профессии столяра, предметах, необходимых для его работы, уважать его труд и понимать цель труда; Развивать стремление подражать взрослым и оказывать им посильную помощь, формировать представление о роли отца и матери в семье. Воспитывать доброжелательное отношение девочек и мальчиков друг к другу и к маленьким детям. 


Материалы и оборудование: две куклы (большая и маленькая), 2 набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол, строительный материал разного размера. 

Ход игры: Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними две куклы: большая и маленькая.

Взрослый: - Ребята, к нам в сад пришли куклы, посмотреть, как мы здесь живем, чем занимаемся. Но пока они обошли и посмотрели все группы, потанцевали в музыкальном зале, попрыгали на физкультуре, они очень устали и захотели спать. Но у них нет кроваток. Давайте поможем их сделать.

-Девочки и мальчики, а как вы думаете, человек какой профессии может сделать кровати? (столяр, рассмотреть иллюстрацию)

-Из чего? (из досок, с помощью гвоздей и молотка)

-Какие инструменты он использует? (ответы детей)

-А как вы думаете, плотником может быть мужчина или женщина? (в основном, мужчина)

-Почему? (нужна мужская сила, чтобы поднимать доски, пилить их, забивать гвозди и т.д.)

-Девочки, давайте попросим наших мальчиков - будущих мужчин, собрать нашим куклам кровати. Строительный материал лежит рядом с вами.

-А какие кровати мы будем строить? (1 большая, 1 маленькая).

-Почему? (потому что одна кукла большая, а другая маленькая).

Мальчики строят кровати; взрослый при необходимости оказывает помощь в расположении элементов строителя.

-Ну вот. Мальчики построили кроватки. Давайте посмотрим, удобно ли будет куклам в этих кроватках?

-Какая кровать построена для большой куклы? Для маленькой?

(Дети кладут кукол и, таким образом, проверяют соответствие величин кукол и кровати. В оценке результатов должны участвовать все дети. В случае надобности, ошибки в постройке исправляются.)

Взрослый достает белье.

- Мальчики пусть пока отдохнут. А мы попросим девочек застелить куклам кроватки.

( Дети вновь контролируют правильность застелания кроватей).

Когда кровати застелены, взрослый дает одну куклу мальчику, а одну девочке.

-Как вы думаете, мальчик сможет уложить куклу спать? Почему? ( Да. Когда мальчик вырастет, у него будут свои дети, он будет помогать их нянчить.)

-А чтобы куклы спали крепко и сладко, давайте споем им колыбельную.

-Кто поет детям колыбельные? (Мамы)

-А папы могут спеть? (Да)

Дети вместе поют колыбельную «Баю-баюшки-баю» и укладывают кукол в кроватки.


Взрослый: - Молодцы, девочки и мальчики. Вы хорошо помогли куклам: вы построили большую и маленькую кровати. На большую кровать вы постелили большую простынку и положили большую подушку и одеяло, а на маленькую кровать - маленькую простынку и маленькую подушку и одеяло. Теперь куклам будет удобно на них спать.

-А теперь, когда куклы уложены спать, можно отдохнуть и нам. Давайте поиграем.

3. «Дочки - матери» 

Цель игры: Рассказывать о взаимоотношениях между родителями и детьми, родственниками. Рассказывать о поведении, характере, культуре общения между мужчиной и женщиной, папой и мамой, мальчиком и девочкой. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты, стройматериалы.


Оборудование: Макет дома; одежда для всех членов семьи, соответствующая возрасту; чайная посуда; предметы личной гигиены; утюг, гладильная доска, веник, совок, предметы для стирки; бытовая техника; макеты комнат; мелкая мебель; игрушки-заместители: макеты телевизора, микроволновой печи, холодильника, компьютера из картонных коробок; куклы: малые, большие, изготовленные из подручных средств.

 

Подготовка к игре:Изготовление предметов для игры: одежда, салфетки, овощи, фрукты, продукты. Изготовление макетов комнаты или дома. Изготовление атрибутов: пылесоса и другой бытовой техники. Беседы о том, как в семье проходят выходные дни, праздники. Чтение стихов С. Маршака «Хороший день», П. Воронько «Мальчик-помогай», произведений о маме и папе. 


Ход игры:Воспитатель предлагает детям разные ситуации. «Переезд». Воспитатель беседует с детьми, рассказывает, что нужно знать для переезда на новую квартиру. «Новоселье». Дети распределяют роли, играют в то, как перевозят и покупают мебель, делают ремонт, обустраивают дом (вешают занавески, разводят аквариумных рыбок, поливают цветы), меблируют квартиру.


Ролевые взаимодействия:

Мама - сын.

Бабушка, дедушка (дети, внуки).

Папа - сын.

Мама - дочь.

Папа - дочь.

Папа - мама.