Программа
«Развитие зрительно-моторной координации»
для детей от 5 месяцев до 1 года
Развитие зрительно-моторной координации. (с 5 месяцев до 1 года). Обучение родителей.
Занятия проходят вместе с мамой, папой или обоими родителями в групповой форме. В группе до 8 семей. Занятия проводятся в первой и во второй половине дня по выбору родителя. Продолжительность разового посещения группы – 1 час. Цикл состоит из 10 занятий, рекомендуемое посещение – 1 раз в неделю.
Необходимое оборудование: игрушки для младенцев
Занятия проводит специалист по раннему развитию (воспитатель) с помощником.
Место проведения – спортивный или актовый зал
Главной целью программы является создание оптимальных условий для психического и социально-личностного развития детей раннего возраста.
Задачи:
обучающие:
- закреплять знания основных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
- отрабатывать действия сравнения, идентификации, сериации, классификации, анализа-синтеза;
- обучать выполнять задания по указанию взрослого (прообраз работы с инструкцией);
- закреплять в словаре ребенка значений предметов, используемых на занятиях и в повседневной жизнедеятельности;
- обогащать словарный запас, вводить в активный речевой запас детей выражения, используемые при коммуникациях.
воспитательные:
- воспитывать культуру общения и прививать необходимые коммуникативные навыки
(обращение по имени, вежливое обращение к другому; выражение своих желаний словами, обращаясь к другому человеку (взрослому, сверстнику), выражение просьбы; соблюдение очерёдности и др.)
- организовать опыт совместной деятельности (совместных игр, построек, обмена игровыми материалами);
развивающие:
- развивать внимание, память, мышление, речь, воображение;
- развивать навыки саморегуляции.
Содержание обучения:
- развитие понимания речи, усвоение значений слов в соотнесении с предметами, действиями;
- увеличение словарного запаса;
- формирование коммуникативных навыков (активного речевого общения, реагирование на обращение, просьбу, указание, вопрос);
- усвоение различных форм общения (в том числе в совместной игре, деятельности);
- усвоение сенсорных эталонов;
- развитие мышления, воображения, памяти, восприятия, внимания;
- развитие навыков саморегуляции
Структура программы занятий для детей
1-й модуль. Развитие общей и мелкой моторики (двигательный модуль).
Этот модуль направлен на развитие двигательной активности детей, которая напрямую связана с общим развитием ребенка. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук, поэтому в данный модуль включены игровые упражнения, развивающие мелкую моторику. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить ребенка выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.
Схема проведения занятий 1-го модуля.
- Круг – приветствие
- Психогимнастические упражнения – игры с воображаемыми или реальными предметами
- Пальчиковая зарядка с использованием стихотворной формы речи
- Логоритмика – речь плюс движение
- Дидактические игры за столом
- Игры с мелкими предметами, прикладная деятельность
- Круг – прощание
2-й модуль. Сенсорное развитие (когнитивный модуль).
Сенсорное развитие является первоначальной ступенькой в развитии предметного сознания ребенка. Цель занятий: расширение сенсорного опыта ребенка, развитие его представлений о сенсорных эталонах (форма, цвет, величина, объем), формирование основных когнитивных действий (сравнение, идентификация, сериация, классификация).
Схема проведения занятий 2-го модуля.
1. Круг – приветствие.
2. Телесно-ориентированные упражнения
3. Пальчиковая зарядка с использованием стихотворной формы речи.
4. Обучающие игры за столом.
5. Круг – прощание.
3 модуль. Социально-личностное развитие (коммуникативный модуль).
Социально-личностное развитие в раннем возрасте подразумевает создание определенной коммуникативной среды, в которой ребенок познакомиться с основными формами межличностного взаимодействия (совместная игра, умение уступить, соблюдать очередность, произвести обмен и др.). Кроме этого в задачи данного модуля входит обучение детей конкретным коммуникативным формам (обращение к другому по имени, проявление своего желание посредством речевого высказывания, выражение просьбы, речевые формы для приглашения в игру, произведения обмена игрушками, соблюдения очередности и пр.).
Схема проведения занятий 3-го модуля:
- Круг – приветствие
- Психогимнастические упражнения (на развитие эмоций)
- Знакомство с персонажем, освоение определенной формы коммуникации
- Игровая разминка с использованием потешек, песенок и другого речевого материала
5. Круг – прощание
Занятия имеют свой ритм и последовательность. Проводятся они с целью выработки навыков организованности, проведения общего дела, развития произвольности психических процессов (запоминания, восприятия, внимания). Занятия разнообразны по своей форме и содержанию. Проводятся с частой сменой деятельности. В них обязательно присутствуют виды работы за столом, на ковре; индивидуально и в группе детей (6-8 человек).
Во время каждого занятия у детей вырабатываются четкие установки на начало и конец занятий. Они имеют форму постоянно повторяющихся игр, которые сигнализируют ребенку о начале и финале занятий. Так у ребенка начинают формироваться понятия о разноплановости его времяпрепровождения, о времени, о нормах поведения.
4 модуль. Проживание ситуаций взаимодействия (компетентностный модуль).
Этот модуль направлен на организацию свободной деятельности детей (деятельностные пробы), в процессе которой они могут выбирать игровой материал. Свободная деятельность детей организуется в форме Игротеки. На столах располагаются разные игровые пособия, материалы, уже знакомые детям по предыдущим занятиям. Взрослый побуждает детей к выбору того или иного игрового материала, объясняет то, что необходимо будет сделать, следит за правильностью выполнения задания. Дети могут выступать в разных позициях: игрока, выполняющего действия с игровым материалом в соответствии с данной инструкцией; наблюдателя, следящего за ходом выполнения игровых действий; помощника, выполняющего правильные игровые действия в случае затруднения основного игрока. Дети играют столько времени, сколько длится их интерес. Они могут выходить из организованного пространства, затем возвращаться. Взрослый работает с тем количеством детей, которые проявляют интерес к данному педагогическому предложению. Он может стимулировать интерес детей разными средствами: прямым обращением, песенкой, сюрпризным моментом и т.п. В конфликтных ситуациях взрослый напоминает им о культурных формах разрешения конфликтов (предлагает использовать считалочку, уступить кому-нибудь из них, соблюсти очередность – договориться) и помогает детям решить проблемную ситуацию. Понятно, что маленькие дети не смогут сами справиться с подобными ситуациями. Взрослый управляет ситуациями, показывает детям правильный способ коммуникаций, дает разъяснение своим действиям. Таким образом, он ориентирует детей на эффективные способы взаимодействия в процессе деятельности.
Примеры игр:
«Спрячь мышку» (идентификация по цвету)
«Найди такую же фигуру» (идентификация по форме)
«Построй домик» (пирамидку, кораблик и пр.) (перцептивное моделирование, анализ-синтез)
«Сделай ряд» (сериация)
«Собери пирамидку» (сериация)
«Подбери к палочкам шарики, флажки» (идентификация по цвету)
«Заштопай коврик» (идентификация по цвету, форме)
«Заполни дощечки» (идентификация по цвету, форме, величине)
«Разложи в корзинки» (классификация по форме; по величине; по цвету)
«Наполни ведерки» (классификация по форме; по величине; по цвету)
«Собери картинку из частей» (целостность восприятия, анализ-синтез)
«Сделай как я» (произвольность внимания, произвольность движений)
«Рыбки» (соблюдение очередности, выполнение игрового правила)
«Колпачок» (приветствие друг друга, использование ласковых слов)
«Соберите картинку вдвоем» (тренинг совместной деятельности)
«Медведь по лесу ходит» (соблюдение игрового правила)
«Вот сидит наш пес Барбос» (соблюдение игрового правила, саморегуляция)
«Зайка серенький сидит» (развитие мелкой моторики, саморегуляция)
«1-2-3-4-5, вышли пальчики играть!» (развитие мелкой моторики, саморегуляция)
«Мы подуем», «Море» (развитие крупной моторики, саморегуляция)
Обеспечение игрового развивающего пространства для групп детей раннего и младшего дошкольного возраста
Игрушки для общего и сенсорного развития:
- Набор игрушек животных и птиц
- Мыльные пузыри
- Большие и маленькие мячи
- Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и формы
- Палатки, домик, куда можно было бы залезть
- Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и др.)
- Детское лото, разрезные картинки
- Игрушки (предметы) из различных материалов: деревянные, металлические, пластмассовые, меховые, из ткани и др.
- «Цветовые фоны» - для изучения цветов
- Шнурки, бусы (крупные, мелкие, пластмассовые, деревянные)
- Мягкие игрушки
- Центры активности
- Игрушки, надевающиеся на руку
- Разноцветные кубики разных размеров
- Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками
- Игрушки на причинно-следственные связи (потянул, нажал – получил результат)
- Ящик с отверстиями разной формы для опускания в него фигурок
- Деревянные молотки и доски с гвоздями-колышками
- Машинки разных размеров и моделей
- Конструкторы с крупными элементами разнообразные
- Объемные фигуры (конусы, призмы, шары и т.д.)
- Лабиринт и труба для лазания
- Спортивные снаряды
Игрушки для развития моторики:
- Центры активности: плоские и объемные.
- Пазлы разной сложности с ручками и без них (2 - 6 элементов).
- Мячи различной формы из разных материалов, в т.ч из ткани, звучащие и нет.
- Мячи прозрачные.
- Большие резиновые мячи (диаметр 1 м).
- Пирамиды с кольцами разной формы и другие игрушки для развития точных движений: банки и стаканчики, вставляющиеся друг в друга, кубики разных размеров, брусочки и т.д.
- Кольца резиновые: гладкие и спиралевидные.
- Емкости: банки и коробки из разных материалов разного размера, с узкими и широкими отверстиями.
- Крупные деревянные бусы на прочной нитке или проволоке.
- Мелкие предметы разные по форме и из разных материалов: кубики, фасоль, желуди, шишки, крупные пуговицы, каштаны, бантики из тряпочек.
- Игрушки «с простым ответом» (дотронулся – что-либо открылось или зазвучало).
- Машинки различных видов из разных материалов с веревочками и без них.
- Игрушки с веревочками, за которые их можно подтягивать.
- Бутылка с разноцветными перьями.
- Игрушки, одевающиеся на руку.
- Различные на ощупь тряпочки, подушечки, из разных тканей и материалов.
- Крупные игрушки, чтобы держать их одновременно двумя руками.
- Конструкторы с крупными блоками.
- Коробка с отверстиями разной формы.
Список литературы
1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 240 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. – 1136 с.
3. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008. 189 с. (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»)
4. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. – (Ранний возраст).
5. Свежинцева Т.А. Домашняя игротека для трехлеток / Авт.-сост. Т.А. Свежинцева. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 205 с. – (Умница)