Образовательный центр им. С.Н. Олехника, подготовка к ЕГЭ - Программа по развитию зрительно-слухового восприятия


Программа

по развитию зрительно-слухового восприятия

Программа является модифицированной, составленной на основе следующих пособий: «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие» (сост. Демина Е.С.), «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет» (Кузнецова А.Е.), Программа психолого-педагогического сопровождения личностного становления детей «Социально-личностное развитие дошкольников» (Файзуллаева Е.Д.). Новизна данной программы заключается в сочетании педагогических и психологических образовательных задач по общему психическому и социально-личностному развитию детей раннего возраста. Необходимость разработки данной программы связана с одной стороны, с запросом родителей на комплексный подход к вопросам когнитивного и социально-личностного развития детей, с другой стороны, на объективную необходимость постановки и решения воспитательно-образовательных задач, связанных с обучением детей не только интеллектуальным операциям, но и навыкам эффективного межличностного взаимодействия (воспитание позитивных социальных привычек).

 Актуальность

            В связи со стремительным развитием общества изменилась и ситуация развития человека. Множественность среды, ее динамичность, изменяемость требует от человека развития ряда личностных качеств. А именно: умение выбирать, умение планировать и организовывать себя, умение пользоваться информационным потоком, умение согласовывать свои интересы и действия с окружающими людьми, умение сотрудничать и еще много других умений, благодаря которым человек в будущем может считаться зрелой и успешной личностью. Основы многих этих качеств закладываются еще в раннем возрасте. Так, например, основания для выбора того или иного поступка лежат в ценностно-смысловой сфере человека. А становление этой сферы происходит уже на раннем этапе онтогенеза и зависит от той среды, в которой живет и воспитывается человек.

Подрастая, ребенок попадает в сложное поле человеческих взаимоотношений, взаимосвязей, обусловливающих в настоящем и будущем времени его самочувствие, благополучие, успешность, эффективность. Взрослые помогают ребенку осваивать мир, дают ему определенные «опоры», благодаря которым в дальнейшем он приобретает самостоятельность. Эти и другие не менее сложные аспекты современности напрямую связаны с организацией воспитательно-образовательного процесса.

Наблюдения психологов показывают, что у большинства дошкольников не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. Все это отражается и на коммуникативном развитии детей.  Многие дошкольники не могут содержательно общаться, они не способны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемами сверстников (Смирнова Е.О. и др.). Среди детей нарастают проявления агрессивности, отчужденности, враждебности.

Личностное становление как эволюционный процесс связан с прохождением определенных этапов развития сознания. Поэтапное становление сознания связано с особенностями становящегося образа мира.   В теории психологических систем (Клочко В.Е.) выделяют предметное, смысловое и ценностное сознание. Сензитивным периодом для развития предметного сознания является возраст от рождения до 3.5 лет. В качестве основания предметного сознания выступает предметный мир, «наполненный цветом и звуками, категоризированный значениями». (Клочко В.Е.)               

            Исходно значение задается ребенку в виде надиндивидуальных форм, которые субъект (ребенок) должен превратить в процессе обучения в индивидуальные. Это усвоение происходит в процессе совместной деятельности с взрослым путем формирования у ребенка систем способов действий, операций с предметами в соответствии с существующими в общественном сознании «эталонами». Носителями значений выступают знаковые системы (язык, символы и др.). В этих знаковых системах свернута идеальная форма материального предмета. Таким образом, значение представляет собой в процессуальном отношении совокупность операций обобщения, а в результативном плане – обобщенное представление о предметах окружающего мира и самом себе как объекте познания.            Психологами отмечается, что усвоение значений ребенком проходит определенные стадии своего развития. Л.С.Выготский отметил этапы развития значений, имеющих, прежде всего, отношение к вербальным их формам. (Выготский Л.С. «Мышление и речь»).  В школе А.Н.Леонтьева в последние годы выделяют, наряду с собственно языковыми значениями (значения слов), предметные, операциональные и ролевые значения. (Леонтьев А.А., Стеценко А.П.).

            Операциональные значения – это обобщенное отражение действительности, неотделимое от структуры внешне-практического действия, с помощью которого оно формируется. Эти значения предшествуют по времени своего возникновения вербальным значениям. Операциональные значения появляются уже на первом году жизни. В усвоении операциональных эталонов огромную роль играет взрослый, при помощи которого в совместной деятельности осуществляется построение необходимых для общественной жизни действий ребенка. Это происходит на основе так называемых операциональных эталонов – обобщенных схем действий. Усваивая эти схемы, ребенок овладевает операциональными значениями как инвариантами производимых действий, задающими последовательность конкретных операций и движений, необходимых для решения соответствующих задач. Операциональные значения продолжают существовать и во взрослом сознании в системе других значений.

            Позже у ребенка появляются предметные значения как обобщения зафиксированных в предмете свойств, связей и отношений между предметами. Ребенок начинает действовать с предметами в соответствии с закрепленными за ними общественными функциями. Носителем предметных значений выступает обобщенный образ предмета, который уже не так зависим от непосредственных действий с ними. Этот образ формируется на втором году жизни ребенка (Новоселова С.Л., Поддьяков Н.Н., Стеценко А.П.). При помощи взрослого ребенок научается культурным формам пользования предметами. Взрослый одни действия ребенка оценивает как правильные, а другие запрещает ребенку осуществлять, поскольку они не соответствуют нормативным, тем самым, способствуя формированию соответствующих предметных значений. Предметные значения могут существовать и во взрослом сознании в невербальной форме, например, в качестве наглядно-чувственных представлений, помогающих человеку решать соответствующие задачи.

            Еще позднее в онтогенезе появляются вербальные значения, перестраивающие всю систему обобщений у человека. Л.С.Выготский определял значение слова как единицу, отражающую единство мышления и речи. «Слово, лишенное значения, не есть слово, оно есть звук пустой, следовательно, значение есть необходимый, конституирующий признак самого слова».  (Выготский Л.С.)

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. У ребенка развивается новое отношение к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в три этапа:

1 этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.

2 этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначении.

3 этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

 

      Осваивая новый мир, ребенок получает новый опыт, у него развиваются новые необходимые навыки, что способствует в дальнейшем его более эффективной социализации. Удовлетворяя природную познавательную потребность, ребенок расширяет границы своего кругозора, развивая при этом свое мышление. От того, как будет обустроен окружающий его мир, будет зависеть и наиболее эффективное развитие его навыков: бытовых, трудовых, социальных, учебных. Определяющую роль в становлении ребенка в социальном статусе играют его родители и другие взрослые, с которыми он взаимодействует. Раннее обучение направлено на создание оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития ребенка, а также на формирование у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям. Находясь первоначально в небольшой группе, ребенок начинает осваивать правила поведения в социуме, приобретает опыт общения с другими детьми и взрослыми, приобретает и развивает поведенческие и коммуникативные навыки. В связи с этим большое значение приобретает проблема обучения детей в раннем возрасте с учетом не только интеллектуального, но общего психического и социально-личностного развития.

Цель и задачи программы

           Главной целью программы является создание оптимальных условий для   психического и социально-личностного развития  детей раннего возраста.

Задачи:

обучающие:

 -    закреплять знания основных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

 -    отрабатывать действия сравнения, идентификации, сериации, классификации, анализа-синтеза;

 -    обучать выполнять задания по указанию взрослого (прообраз работы с инструкцией);

 -   закреплять в словаре ребенка значений предметов, используемых на занятиях и в повседневной жизнедеятельности;

-   обогащать словарный запас, вводить в активный речевой запас детей выражения, используемые при коммуникациях.

воспитательные:

-   воспитывать культуру общения и прививать необходимые коммуникативные навыки

 (обращение по имени, вежливое обращение к другому; выражение своих желаний словами, обращаясь к другому человеку (взрослому, сверстнику), выражение просьбы; соблюдение очерёдности и др.)

-  организовать опыт совместной деятельности (совместных игр, построек, обмена игровыми материалами);

развивающие:

-    развивать внимание, память, мышление, речь, воображение;

-    развивать навыки саморегуляции.

 

Сроки реализации программы

Занятия проводятся1- 2 раза в неделю. Для детей 1 - 3 лет занятия длятся 15-20 минут.  Наряду с двигательными формами применяются и статичные формы игр (за столом и на коврике).

 

Связанность программы с образовательным стандартом

Данная программа является логическим дополнением основного образовательного стандарта для детей 1 – 3 лет. Она гармонично дополняет направления речевого, когнитивного, физического и социального развития. Данная программа даёт ребёнку расширенные возможности в освоении сенсорного материала и отработки речевых, когнитивных, двигательных, социальных навыков в разнообразных ситуациях взаимодействия. В группе регулярно организуется Игротека для формирования и развития умений выбирать игровой материал, партнеров для игр, обмениваться игрушками, соблюдать очередность, выражать культурными способами свои желания Игротека – игровое пространство, оснащенное различным сенсорным, стимульным материалом для свободного пользования ребенком под руководством взрослого (родителя или педагога). Воспитатели группы закрепляют с детьми полученный на занятиях опыт, знания  в свободной игровой деятельности.

Содержание программы

Содержание обучения для детей 1-3 лет:

  • развитие понимания речи, усвоение значений слов в соотнесении с предметами, действиями;
  • увеличение словарного запаса;
  • формирование коммуникативных навыков (активного речевого общения, реагирование на обращение, просьбу, указание, вопрос);
  • усвоение различных форм общения (в том числе в совместной игре, деятельности);
  • усвоение сенсорных эталонов;
  • развитие мышления, воображения, памяти, восприятия, внимания;
  • развитие навыков саморегуляции.

Структура программы занятий для детей 1 - 3 лет

1-й модуль. Развитие общей и мелкой моторики (двигательный модуль).

            Этот модуль направлен на развитие двигательной активности детей, которая напрямую связана с общим развитием ребенка. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.  Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук, поэтому в данный модуль включены игровые упражнения, развивающие мелкую моторику. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить ребенка выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Схема проведения занятий 1-го модуля.

  1. Круг – приветствие
  2. Психогимнастические упражнения – игры с воображаемыми или реальными предметами
  3. Пальчиковая зарядка с использованием стихотворной формы речи
  4. Логоритмика – речь плюс движение
  5. Дидактические игры за столом
  6. Игры с мелкими предметами, прикладная деятельность
  7. Круг – прощание      

 

2-й модуль. Сенсорное развитие (когнитивный модуль).

Сенсорное развитие является первоначальной ступенькой в развитии предметного сознания ребенка. Цель занятий: расширение сенсорного опыта ребенка, развитие его представлений о сенсорных эталонах (форма, цвет, величина, объем), формирование основных когнитивных действий (сравнение, идентификация, сериация, классификация).

Схема проведения занятий 2-го модуля.

1.   Круг – приветствие.

2.  Телесно-ориентированные упражнения

3.   Пальчиковая зарядка с использованием стихотворной формы речи.

4.  Обучающие игры за столом.

5.  Круг – прощание.      

 

3 модуль. Социально-личностное развитие (коммуникативный модуль).

            Социально-личностное развитие в раннем возрасте подразумевает создание определенной коммуникативной среды, в которой ребенок познакомиться с основными формами межличностного взаимодействия (совместная игра, умение уступить, соблюдать очередность, произвести обмен и др.). Кроме этого в задачи данного модуля входит обучение детей конкретным коммуникативным формам (обращение к другому по имени, проявление своего желание посредством речевого высказывания, выражение просьбы, речевые формы для приглашения в игру, произведения обмена игрушками, соблюдения очередности и пр.).

Схема проведения занятий 3-го модуля:

  1. Круг – приветствие
  2. Психогимнастические упражнения (на развитие эмоций)
  3. Знакомство с персонажем, освоение определенной формы коммуникации
  4. Игровая разминка с использованием потешек, песенок и другого речевого материала

5.   Круг – прощание    

 

            Занятия имеют свой ритм и последовательность. Проводятся они с целью выработки навыков организованности, проведения общего дела, развития произвольности психических процессов (запоминания, восприятия, внимания). Занятия разнообразны по своей форме и содержанию. Проводятся с частой сменой деятельности. В них обязательно присутствуют виды работы за столом, на ковре; индивидуально и в группе детей (6-8 человек).

      Во время каждого занятия у детей вырабатываются четкие установки на начало и конец занятий. Они имеют форму постоянно повторяющихся игр, которые сигнализируют ребенку о начале и финале занятий. Так у ребенка начинают формироваться понятия о разноплановости его времяпрепровождения, о времени, о нормах поведения.

4 модуль. Проживание ситуаций взаимодействия (компетентностный модуль).

    Этот модуль направлен на организацию свободной деятельности детей (деятельностные пробы), в процессе которой они могут выбирать игровой материал. Свободная деятельность детей организуется в форме Игротеки. На столах располагаются разные игровые пособия, материалы, уже знакомые детям по предыдущим занятиям. Взрослый побуждает детей к выбору того или иного игрового материала, объясняет то, что необходимо будет сделать, следит за правильностью выполнения задания. Дети могут выступать в разных позициях: игрока, выполняющего действия с игровым материалом в соответствии с данной инструкцией; наблюдателя, следящего за ходом выполнения игровых действий; помощника, выполняющего правильные игровые действия в случае затруднения основного игрока. Дети играют столько времени, сколько длится их интерес. Они могут выходить из организованного пространства, затем возвращаться. Взрослый работает с тем количеством детей, которые проявляют интерес к данному педагогическому предложению. Он может стимулировать интерес детей разными средствами: прямым обращением, песенкой, сюрпризным моментом и т.п. В конфликтных ситуациях взрослый напоминает им о культурных формах разрешения конфликтов (предлагает использовать считалочку, уступить кому-нибудь из них, соблюсти очередность – договориться) и помогает детям решить проблемную ситуацию. Понятно, что маленькие дети не смогут сами справиться с подобными ситуациями. Взрослый управляет ситуациями, показывает детям правильный способ коммуникаций, дает разъяснение своим действиям. Таким образом, он ориентирует детей на эффективные способы взаимодействия в процессе деятельности.

Методическое обеспечение программы

 

Для детей 1 - 3 лет занятия длятся 15-20 минут и имеют форму игровых. Наряду с двигательными формами применяются и статичные формы игр (за столом и на коврике). Занятия проводятся динамично, с частой сменой деятельности. Для этого педагогом используются разнообразные приемы (образные сравнения, побуждения, приглашения, элементы театрализованной деятельности, игровые упражнения, дидактические игры, психогимнастические упражнения) и средства (стишки, потешки, песенки, сказочные персонажи, дидактические материалы).

В процессе занятий педагог следит за психо-эмоциональным состоянием детей, оказывает поддержку, необходимую помощь при затруднениях, организует взаимодействие между детьми. Для этого он использует сказочных персонажей, сенсорные полотна и пр.

Занятия проводятся как в кабинете, оборудованном всем необходимым (ковер, столы, стулья, пособия, игровые материалы), так и в группе. Место проведения занятий чередуется (1 раз в неделю проводится занятие в кабинете, 1 раз в неделю – в группе). На занятиях используются разнообразные сенсорные, дидактические материалы (разноцветные шифоновые полотна, большое синее полотно; блоки Дьенеша, кубики Никитина, пирамидки, сенсорные материалы-Монтессори, бочонки разной величины; мелкие предметы (палочки, камешки), сенсорные мячики разных цветов; деревянные пособия «Разрезные картинки»; дидактические наборы «Спрячь мышку», «Собери фигуры в ведерко», «Собери картинку», «Разложи по группам», «Собери домик» и др.)

При помощи игровых приемов и средств решаются следующие обучающие задачи:

  1. Отработка действий идентификации, классификации, сериации, перцептивного моделирования, анализ-синтеза.
  2. Выполнение заданий по указанию взрослого, соблюдение простого игрового правила.
  3. Развитие произвольности внимания.
  4. Развитие мелкой и крупной моторики.

В свободной деятельности воспитателями с детьми отрабатываются игры и упражнения с сенсорным и дидактическим материалом: дощечками, кубиками, фигурами, карточками, игры с мозаикой, нанизывание бусин, выкладывание картинок из палочек, камешек, использование «вышивалочек», шнурков и т.п

Примеры игр:

«Спрячь мышку» (идентификация по цвету)

«Найди такую же фигуру» (идентификация по форме)

«Построй домик» (пирамидку, кораблик и пр.) (перцептивное моделирование, анализ-синтез)

«Сделай ряд» (сериация)

«Собери пирамидку» (сериация)

«Подбери к палочкам шарики, флажки» (идентификация по цвету)

«Заштопай коврик» (идентификация по цвету, форме)

«Заполни дощечки» (идентификация по цвету, форме, величине)

«Разложи в корзинки» (классификация по форме; по величине; по цвету)

«Наполни ведерки» (классификация по форме; по величине; по цвету)

«Собери картинку из частей» (целостность восприятия, анализ-синтез)

«Сделай как я» (произвольность внимания, произвольность движений)

«Рыбки» (соблюдение очередности, выполнение игрового правила)

«Колпачок» (приветствие друг друга, использование ласковых слов)

«Соберите картинку вдвоем» (тренинг совместной деятельности)

«Медведь по лесу ходит» (соблюдение игрового правила)

«Вот сидит наш пес Барбос» (соблюдение игрового правила, саморегуляция)

«Зайка серенький сидит» (развитие мелкой моторики, саморегуляция)

«1-2-3-4-5, вышли пальчики играть!» (развитие мелкой моторики, саморегуляция)

«Мы подуем», «Море» (развитие крупной моторики, саморегуляция)

Обеспечение игрового развивающего пространства для групп детей раннего и младшего дошкольного возраста

Игрушки для общего и сенсорного развития:

  • Набор игрушек животных и птиц
  • Мыльные пузыри
  • Большие и маленькие мячи
  • Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и формы
  • Палатки, домик, куда можно было бы залезть
  • Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и др.)
  • Детское лото, разрезные картинки
  • Игрушки (предметы) из различных материалов: деревянные, металлические, пластмассовые, меховые, из ткани и др.
  • «Цветовые фоны» - для изучения цветов
  • Шнурки, бусы (крупные, мелкие, пластмассовые, деревянные)
  • Мягкие игрушки
  • Центры активности
  • Игрушки, надевающиеся на руку
  • Разноцветные кубики разных размеров
  • Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками
  • Игрушки на причинно-следственные связи (потянул, нажал – получил результат)
  • Ящик с отверстиями разной формы для опускания в него фигурок
  • Деревянные молотки и доски с гвоздями-колышками
  • Машинки разных размеров и моделей
  • Конструкторы с крупными элементами разнообразные
  • Объемные фигуры (конусы, призмы, шары и т.д.)
  • Лабиринт и труба для лазания
  • Спортивные снаряды

 

Игрушки для развития моторики:

  • Центры активности: плоские и объемные.
  • Пазлы разной сложности с ручками и без них (2 - 6 элементов).
  • Мячи различной формы из разных материалов, в т.ч из ткани, звучащие и нет.
  • Мячи прозрачные.
  • Большие резиновые мячи (диаметр 1 м).
  • Пирамиды с кольцами разной формы и другие игрушки для развития точных движений: банки и стаканчики, вставляющиеся друг в друга, кубики разных размеров, брусочки и т.д.
  • Кольца резиновые: гладкие и спиралевидные.
  • Емкости: банки и коробки из разных материалов разного размера, с узкими и широкими отверстиями.
  • Крупные деревянные бусы на прочной нитке или проволоке.
  • Мелкие предметы разные по форме и из разных материалов: кубики, фасоль, желуди, шишки, крупные пуговицы, каштаны, бантики из тряпочек.
  • Игрушки «с простым ответом» (дотронулся – что-либо открылось или зазвучало).
  • Машинки различных видов из разных материалов с веревочками и без них.
  • Игрушки с веревочками, за которые их можно подтягивать.
  • Бутылка с разноцветными перьями.
  • Игрушки, одевающиеся на руку.
  • Различные на ощупь тряпочки, подушечки, из разных тканей и материалов.
  • Крупные игрушки, чтобы держать их одновременно двумя руками.
  • Конструкторы с крупными блоками.
  • Коробка с отверстиями разной формы.

Список литературы

 

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 240 с.

 

2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. – 1136 с.

 

3. Кузнецова А.Е.     Лучшие развивающие игры для детей от года до трех лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008. 189 с. (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»)

 

4. Развитие  и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с. – (Ранний возраст).

 

5. Свежинцева Т.А.  Домашняя игротека для трехлеток / Авт.-сост. Т.А. Свежинцева. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 205 с. – (Умница)

 

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика