Образовательный центр им. С.Н. Олехника, подготовка к ЕГЭ - Программа по Развитию понимания речи 5- 1


Программа

по Развитию понимания речи

с 5 месяцев до 1 года

 

Обучение родителей.

 

Занятия проходят вместе с мамой, папой или обоими родителями в групповой форме. В группе до 8 семей. Занятия проводятся в первой и во второй половине дня по выбору родителя. Продолжительность разового посещения группы – 1 час. Цикл состоит из 10 занятий, рекомендуемое посещение – 1 раз в неделю.

 

Необходимое оборудование: игрушки для младенцев

 

Занятия проводит специалист по раннему развитию (воспитатель) с помощником.

 

Место проведения – спортивный или актовый зал

 

 

 

Развитие понимания речи. (с 5 месяцев до 1 года)

 

Игры на развитие понимания речи

 

Игры, предполагающие выполнение детьми речевой инструкции взрослого

 

Выполняя поручения взрослого, дети учатся действовать не импульсивно, а подчиняя свое поведение слову взрослого. Выполнение речевых инструкций взрослого является первым шагом к произвольному поведению.

 

«Иди (ползи) ко мне»

 

Взрослый зовет ребенка по имени, манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди-иди (ползи- ползи) ко мне!» Когда малыш подходит или подползает, взрослый обнимает его и хвалит: «Ах, какой хороший Коля ко мне пришел!» Затем можно поиграть с малышом.

 

Взрослый может подзывать ребенка от имени кукольного персонажа. Например, взяв мишку, взрослый низким голосом обращается к малышу: «Витя, иди ко мне». Мишка «обнимает» подошедшего ребенка, а воспитатель хвалит малыша: «Молодец Витенька, мишка позвал тебя, и ты сразу пришел!»

 

«Возьми мячик»

 

Взрослый берет мячик (или другую игрушку) и протягивает ребенку: «Катя, возьми мячик!» Взрослый вместе с малышом рассматривает рисунок на мячике, затем просит: «Дай мне, Катюша, мячик». Воспитатель берет мяч, показывает, как можно ударять им об пол, и приговаривает: «Какой красивый мячик! Как он прыгает!» Затем снова отдает мяч ребенку со словами: «Возьми, Катя, мячик».

 

«Возьми, кати»

 

Для этой игры понадобятся воротца (3 шт.) и игрушки: машинка, шарик и маленький мячик. Воротца можно сделать из мягкой проволоки, из кубиков или деталей конструктора.

 

Взрослый сажает малыша рядом с собой и предлагает поиграть. Педагог вместе с ребенком рассматривают игрушки и называют их.

 

Взрослый в ряд расставляет на столе ворота. Перед одними воротами он ставит машину, перед другими кладет шарик, перед третьими — мячик.

 

Указывая на машину, взрослый говорит ребенку: «Возьми машинку. Кати машинку». В случае необходимости педагог помогает малышу прокатить машину через ворота.

 

Аналогичные действия выполняются с шариком и мячиком.

 

Позже взрослый повторяет игру, не используя указательные жесты, а лишь чередуя инструкции: «Возьми», «Кати». Обязательно нужно хвалить малыша за правильно выполненное действие и не порицать его, если он действует по-своему.

 

«Потопали, похлопали»

 

Взрослый предлагает детям: «Давайте поиграем в зайчиков. Как прыгает зайчик?» Педагог прыгает, прижав к груди согнутые в локтях руки. Малыши подражают взрослому и вслед за ним повторяют: «Прыг-скок». Затем взрослый говорит: «А теперь вы медвежата. Потопайте ножками, как медвежата». («А теперь вы птички, помашите крылышками», «А теперь похлопайте», «А теперь потопайте», «А теперь попрыгайте» и т. п.).

 

«Хлоп-хлоп ручками»

 

Взрослый просит детей показать, где у них ножки и ручки. Затем предлагает повторить следующие движения. Он хлопает в ладоши и приговаривает: «Хлоп-хлоп ручками». Топает ногами и произносит: «Топ-топ ножками». Прыгает на двух ногах со словами: «А теперь попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем». Дети повторяют за взрослым движения и слова. Затем воспитатель побуждает детей выполнять действия только по речевой инструкции.

 

«Руки вверх и на бочок»

 

Воспитатель приглашает детей поиграть: «Ребята, смотрите на меня и старайтесь все делать так же, как я». Он поднимает руки вверх, затем ставит их на пояс, говоря: «Руки вверх и на бочок». Дети воспроизводят движения взрослого. Таким же образом проигрываются и другие инструкции: «Руки в стороны и на бочок», «Руки вниз и на бочок». В процессе игры воспитатель обращает внимание на соответствие движений ребенка речевой инструкции, например: «Сашенька, где у тебя ручки? Разве ты их поставила на бочок? Поставь ручки — вот так», — и помогает малышу поставить ручки на пояс.

 

«Дружно ручки поднимаем»

 

Взрослый читает стихотворение и выполняет соответствующие движения. Ребенок повторяет их. Когда малыши освоят движения, педагог побуждает детей выполнять действия только по речевой инструкции (взрослый только читает стихи). При повторении игры воспитатель побуждает детей самостоятельно проговаривать текст, сопровождая его соответствующими движениями.

 

Дружно ручки поднимаем,

 

Ручки вниз мы опускаем,

 

Кулачки мы крепко сжали,

 

Кулачками постучали,

 

Ножками потопали — топ-топ,

 

Ручками похлопали — хлоп-хлоп.

 

Для подобных игр можно использовать также следующие стихотворения:

 

Где же, где же наши ручки? (Руки за спиной.)

 

Нет наших ручек.

 

Вот, вот наши ручки. (Показывают руки.)

 

Пляшут наши ручки. (Хлопают в ладоши.)

 

Полетели птички,

 

Крылышками машут.

 

Прилетели,

 

Сели, посидели.

 

И опять улетели.

 

Зайке холодно сидеть,

 

Надо лапки погреть.

 

Вот так, вот так.

 

Зайке холодно стоять.

 

Зайка хочет поскакать:

 

Прыг-скок, прыг-скок.

 

Тук-тук, ток-ток.

 

Бей покрепче, молоток.

 

Мишка по лесу гулял

 

И цветочки собирал.

 

Долго мишка наш гулял,

 

Сел мишутка, задремал.

 

Игры с опорой на движения

 

Далее описываются игры, способствующие выработке у детей умения слушать речь взрослого с опорой на действия и движения, повторять за ним слова и фразы. В этих играх могут использоваться прибаутки, стишки, песенки, сопровождаемые движениями ребенка. Организуя такие игры, воспитатель сажает малыша к себе на колени или на стульчик лицом к себе.

 

«Ладушки»

 

Посадив ребенка на колени, воспитатель берет в свои руки ручки малыша, и, хлопая ими, приговаривает:

 

Ладушки, ладушки,

 

— Где были?

 

— У бабушки.

 

— Что ели?

 

— Кашку.

 

— Что пили?

 

— Бражку.

 

Попили, поели,

 

Домой полетели.

 

На головку сели.

 

Сначала воспитатель сам напевает стишок и действует ручками ребенка, позже направляет его действия вопросами: «Как ладушки полетели? Как ладушки сели?». Если ребенок уже знает стихотворение и способен повторять за взрослым некоторые слова, воспитатель делает паузы во время чтения, давая малышу возможность продолжить самостоятельно.

 

«Сорока»

 

Воспитатель круговыми движениями водит указательным пальцем по ладошке ребенка («варит кашку»), выразительно приговаривая:

 

— Сорока, сорока,

 

Где была?

 

— Далеко!

 

Кашку варила,

 

Деток кормила.

 

Затем, начиная с большого пальца, воспитатель загибает пальчики ребенка, оставляя не согнутым только мизинец (он изображает мальчика, который не помогал, не работал и остался без каши).

 

Этому дала,

 

Этому дала,

 

Этому дала,

 

Этому дала,

 

А этому — не дала. (Покачивает мизинчик ребенка. )

 

Он в лес не ходил,

 

Дров не рубил,

 

Печь не топил,

 

Воду не носил,

 

Кашу не варил.

 

Не дадим ему кашки!

 

После того как ребенок освоит эту игру, можно постепенно передавать инициативу ему. Например, можно предложить малышу самому водить пальчиком по своей ладошке или по ладони взрослого, загибать свои пальчики или пальцы воспитателя. Необходимо также побуждать ребенка повторять отдельные слова и строчки потешки.

 

 

 

«Коза рогатая»

 

Воспитатель двумя пальцами, словно рогами, шутливо пугает ребенка, приближая «козу» к его груди или животику. При этом он выразительно читает стихотворение:

 

Идет коза рогатая,

 

Идет коза бодатая

 

За малыми ребятами.

 

Ножками топ-топ,

 

Глазками хлоп-хлоп!

 

Кто кашку не ест,

 

Молочко не пьет,

 

Забодает, забодает, забодает!

 

Произнося слова: «Забодает, забодает, забодает!», взрослый щекочет ребенка и весело смеется вместе с ним.

 

 

 

«Кулачки»

 

Взяв кулачки ребенка в свои руки, взрослый выстукивает ими по крышке стола в такт стихотворения:

 

Ай, туки, туки, туки,

 

Застучали молотки,

 

Застучали молотки,

 

Заиграли кулачки,

 

Тук-ток, тук-ток,

 

Нашей Леночке — годок!

 

(Нашему Мишеньке — годок!)

 

«Курочка кудахчет»

 

Пальчиком одной руки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку другой руки и поет:

 

Курочка кудахчет,

 

Дочку носом тычет:

 

Ай куда, куда, куда,

 

Ай подай ее сюда!

 

«Тушки-тутушки»

 

Воспитатель ставит малыша себе на колени и выполняет следующие движения: то ставит свои ноги на носки, то опускает их на пятки. Таким образом взрослый помогает ребенку подпрыгивать.

 

Тушки-тутушки,

 

С творогом ватрушки!

 

Пшеничный пирожок!

 

Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

 

Дружок!

 

«Прокачусь по льду»

 

Воспитатель ставит ребенка себе на колени и, помогая ему подпрыгивать, напевает:

 

 

 

Прокачусь-ка я по льду,

 

Ни за что не упаду!

 

Затем взрослый немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:

 

Хлоп! — на лед!

 

Ах, не везет!

 

Снова сдвигает колени и начинает игру сначала.

 

 

 

«По кочкам»

 

Воспитатель сажает ребенка к себе на колени и, плавно поднимая и опуская колени, приговаривает:

 

 

 

Едем-поедем

 

По ровненькой дорожке.

 

Затем по очереди поднимая то одно, то другое колено, говорит:

 

По кочкам, по кочкам,

 

По маленьким пенечкам,

 

В ямку — бух!

 

Произнося «бух», взрослый, придерживая малыша, слегка раздвигает колени.

 

Если ребенок играет в эту игру впервые, ее темп должен быть медленным, чтобы не испугать малыша.

 

 

 

Эту игру можно сопровождать и таким четверостишием:

 

 

 

Тритатушки-тритатушки,

 

Едет Маша на подушке,

 

На подушечке верхом,

 

Бух, с подушки кувырком!

 

 

 

«Медведь»

 

Взрослый сажает ребенка себе на колени, и плавно поднимая и опуская его, читает стихотворение:

 

 

 

Пришел медведь к броду,

 

Бултых в воду!

 

Происнося «бултых», взрослый раздвигает ноги и слегка опускает малыша.

 

Уж он мок, мок, мок,

 

Уж он кис, кис, кис,

 

Вымок,

 

Выкис,

 

Вылез.

 

Педагог приподнимает ребенка и сдвигает колени.

 

Высох,

 

Встал на колоду —

 

Бултых в воду!

 

Уж он мок, мок, мок.

 

Игра повторяется сначала.

 

 

 

«Ножки»

 

Посадив себе на колени ребенка, воспитатель берет в руки его ножки. Поднимая поочередно то одну, то другую ножку, педагог приговаривает:

 

— Ножки, ножки,

 

Где вы были?

 

— По дорожке в сад ходили.

 

— Ножки, ножки,

 

Что ж вы встали?

 

— Запылились мы,

 

Устали.

 

Взрослый обнимает малыша и, прижимая его к себе, покачивает.

 

 

 

«Баба сеяла горох»

 

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

 

Взявшись за руки, дети вместе со взрослым образуют круг. Двигаясь по кругу, воспитатель читает стихотворение и выполняет соответствующие движения, побуждая детей повторять их:

 

Баба сеяла горох!

 

Прыг-скок, прыг-скок! (Дети подпрыгивают и произносят «прыг-скок».)

 

Обвалился потолок,

 

Прыг-скок, прыг-скок! (Дети снова подпрыгивают и произносят «прыг-скок».)

 

Баба шла-шла-шла,

 

Пирожок нашла.

 

Села. Поела. (Взрослый и дети приседают.)

 

И опять пошла.

 

Баба встала на носок, (Ставят ногу сначала на носок, А потом на пятку. а потом на пятку.)

 

Стала русского плясать, (Взрослый и дети весело А потом вприсядку. танцуют, прыгают.)

 

 

 

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика