Программа
по развитию речи
для детей 3-7 лет
Структура занятия:
1.Упражнения по развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики.
2.Игровые упражнения на основе фонетической ритмики с элементами дыхательной гимнастики.
3.Пальчиковые игры.
4.Игры на развитие фонетико-фонематических процессов.
5.Игры на развитие слухо – речевой памяти.
6.Составление рассказа по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок
Задания на закрепление обобщающей и смыслообразующей функции речи:
1.«Отбери лишнее и найди ему место» (классификация)
«4-лишний»
2.«Закончи предложение» У дерева всегда есть..
«Из чего состоит..?»
3.«Закончи предложение»
«Без чего не бывает…» (рассказать из чего состоит предмет и что в нём главное, без чего этого предмета не было бы)
4. «Найди сходства и различия» (стул – диван, соловей – воробей и т.д.)
«Найди две части одного круга»
5. «Найди сходства и различия»
«Найди точно такой же рисунок, как на образце»
6-7. «Назови одним словом»
8-9. «Построй дерево понятий» (животные: дом. Дикие, коровы, собаки, волки, лисы т.д)
10. «Подбери подходящие картинки» (к яблоку все фрукты)
«Найди подходящее слово» (лошадь – жеребенок; корова – пастбище, рога, молоко, теленок, бык)
11-12. «разложи по группам»
13. «Назови 10 предметов»
14. «Если…., то…..»
«Путь к домику» (работа по схемам)
15. «Почему?» (рассматривание серийных картинок, найти причину случившегося на последней картинке)
«Путь к домику» (работа по схемам)
16. «План действий» (построить план действий к предложенной ситуации) «Путь к домику» (работа по схемам)
17. «Строим по инструкции»
18. «Составление инструкции» (по сборке стола, шкафа)
19. «На что это похоже?» (изображения разных форм)
«Дополни до …» (лист с линиями или формами, которые надо дорисовать до какого – нибудь объекта)
20. «Что можно этим делать?» (назвать как можно больше способов использования предложенного предмета)
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – Москва: Генезис. 2007. – 474с
Интеллектуальные процессы,и смыслообразующая функция речи 5-6 лет: с.457-459