Образовательный центр им. С.Н. Олехника, подготовка к ЕГЭ - Программа по развитию речи 1-3


Программа

по развитию речи

от 1 года до 3 лет

 


           Только через родной язык дитя входит в жизнь окружающих его людей. Возрастные несовершенства речи в раннем детстве, в общем, соответствуют психическому и физическому развитию и интимным отношениям ребенка с матерью и другими членами семьи.

 

Экспрессивная речь у ребенка развивается на основе подражания взрослым. При произношении элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, мягкого нёба, щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в специальных кинестетических и связанных с ними двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора. Вследствие одновременности двигательных и слуховых раздражений образуются условные связи между двигательными и слуховыми анализаторами. В результате многократных повторений вырабатываются довольно стойкие динамические стереотипы виде сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата.    

 

Актуальность разработанной программы обусловлена тем, что направлена на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений рук и ног, развитие артикуляционной моторики; фонематических процессов. В свою очередь это позволит детям наиболее эффективно осваивать образовательные области «Познавательное развитие» и «Речевое развитие».

 

Применяемые в программе упражнения позволят педагогу решать задачи в соответствии с ФГОС ДО. Этоохрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие интеллектуальных и физических качеств, в том числе, развитие речи, интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Это приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, артикуляционного аппарата, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Таким образом, разработанная программа носит профилактический и развивающий характер, позволит решать образовательные задачи в процессе организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

 

Авторы программы при создании условий для речевого развития в работе с детьми от 1 до 3 лет предлагают использовать следующие методы и технологии: игровые упражнения с язычком (артикуляционная гимнастика); игровые упражнения на основе фонетической ритмики; игровые упражнения с пальчиками; игры на координацию речи с движением. В содержании образовательной деятельности детей 2-3 лет использование таких упражнений не указано.

 

В связи с этим считаем целесообразным и психолого-педагогически оправданным разработку развивающей речевой программы. Программа является модифицированной, составленной на основе пособия «Покажи и расскажи» (Костылева Н.Ю.) [1], с опорой на рекомендации, данные в пособии «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» (Нищева Н.В.) [2], а также пособие «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедическиих групп (ОНР) с 3 до 7 лет» [3]. В программе использованы игровые упражнения с язычком, упражнения на основе фонетической ритмики, а также дыхательные упражнения и игры на координацию речи с движением.

 

 

 

Цель программы – приобретение ребенком навыков согласования речи с движением; правильного произношения имеющихся звуков; развитие фонематического слуха и создание базы для успешной постановки звуков; развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики

 

Задачи:

 

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение координировать движения пальцев рук.
  • Способствовать развитию координации движений и речи.

 

  • Содействовать развитию предпосылок к формированию правильной речи.
  • Развивать фонематический слух.

 

Предполагаемый результат

 

Целевыми ориентирами цикла развивающих занятий, предусмотренных программой мы считаем, следующее:

 

-      ребенок умеет соотносить движения пальцев рук со словами при выполнении пальчиковых игр: «Осенние листочки», «Игрушки», «Пальчик-мальчик», «Лапушки-ладушки», «Помощники», «Ватрушки», «Царапки», «Зайчик», «Шел медведь», «Наряжаем ёлку», «Хлебушек», «Сидит белка на тележке», «Семья», «Как семья у нас большая», «Пальчики здороваются», «Подснежник», «Дудочка», «Ласточка», «Маленький зайчишка», «Жил да был один налим», «Каша», «Пчела»;

 

-      координирует артикуляцию, при выполнении игровых упражнений: «Сказка о веселом язычке»,«Про кота», «Лесные звери», «Мишуткина гимнастика», «ТТрубочка - улыбка», «Белка грызёт орешки», «Иван Иваныч - самовар», «Ветерок», «Индюк», «Теленочек», «Пароходик», «Теремок», «Сказка про гнома»;

 

-      совершенствует фонематический слух в игровых упражнениях со звуками алфавита, сначала с гласными, потом и с согласными;

 

-      умеет осуществлять движение с речевым сопровождением в играх: «Листья», «Дождик, дождик», «Кто живет у нас в квартире», «Мой весёлый, звонкий мяч»; «Большие ноги»; «Посуда»; «Мы во двор пошли гулять»; «Маленькие ножки»; «Пришла снежная зима»; «Снегири»; «Под ёлкой заинька сидит»; «Аты-баты»; «Снежок»; «Хозяюшка»; «Весёлая посуда»; «Цыплята на полянке»; «Жили у бабуси»; «Ловишки»; «Птички»; «Заинька попляши»; «Аквариум»; «Мотылек»

 

Данная программа реализуется в течение 1 учебного года (с октября по май) и состоит из 30 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю учителем -логопедом. В режимные моменты игровые упражнения используются воспитателем. Образовательная деятельность по программе не осуществляется в сентябре (4 недели), в связи с адаптационным периодом и в январе (2 недели), в связи с праздниками.

 

Время проведения – 20 минут. Оптимальное число участников группы – до 10 детей в возрасте от 1 до 3 лет.

 

Возрастные особенности детей

 

К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса.Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадируют.  Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

 

            Ведущей познавательной функцией является восприятие. Оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Восприятие ребенка от 1—3 лет носит предметный характер.

 

            Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности.

 

            Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

 

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

 

Учитывая возрастные особенности детей 1-3 лет, в программе предлагается методика, включающая в себя последовательно предъявляемые детям упражнения, раз­вивающие общую и мелкую моторику, моторику артикуляционного аппарата, дыха­тельные, фонетические упражнения, игры на координацию речи с движением.

 

Структура занятия:

 

  1. 1.Упражнения по развитию артикуляционной моторики.
  2. 2.Игровые упражнения на основе фонетической ритмики с элементами дыхательной гимнастики.
    1. 3.Пальчиковые игры.
    2. 4.Игра на координацию речи с движением.

 

 

 

Направления развивающей программы:

 

  1. 1.Использование упражнений на координацию движений тела, развитие крупной моторики, способствует синхронизации в работе полушарий, развитию межполушарного взаимодействия. Под межполушарным взаимодействием понимается особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
  2. 2.Упражнения для развития мелкой моторики рук, являет­ся стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Под моторикой понимается - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
  3. 3.Для создания условий развития правильного произношения звуков предлагается использовать игровые упражнения с язычком. Мы считаем важным, включать их в занятия, поскольку с помощью артикуляционных упражнений и упражнений на развитие фонематического слуха успешнее развивается речь ребенка.

 

Тематический план

 

 

 

Содержание занятия

Всего времени отпущенного на данную часть занятия

Время, отведённое на каждое упр-е на одном занятии

 

1.

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

 

Игровые упражнения с язычком

 

Игровые упражнения на основе фонетической ритмики

 

Пальчиковые игры

 

Игры на координацию речи с движением

 

2,5 ч.

 

1,5 ч.

 

 

1,5 ч.

 

2 ч.

 

5 мин

 

3 мин

 

 

3 мин

 

4 мин

 

Длительность одного занятия

 

15 мин

 

 

Длительность цикла из 10 занятий

 

7,5 ч.

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Для проведения занятий необходимо хорошо освещенное просторное помещение, ковер, на котором дети будут выполнять упражнения в положении стоя.

 

После каждого занятия родителям предлагается методический материал (описание игр и упражнений, используемых на занятии) для ежедневного закрепления полученных умений ребенком дома.

 

Для детей от 1 до 3 лет занятия имеют форму игровых. Наряду с двигательными формами применяются и статичные формы упражнений. Занятия проводятся динамично, с частой сменой предлагаемой деятельности.

 

В процессе занятий педагог следит за психоэмоциональным состоянием детей, оказывает поддержку, необходимую помощь при затруднениях - показ и выполнение вместе.

 

Упражнения, составляющие основное содержание занятий, содержатся в приложении 1.

 

Способы проверки:

 

Эффективность реализации программы определяется в рамках открытого педагогического мероприятия, организуемого в мае для родителей детей, посещавших занятия по программе «Речевой фитнес для малышей».

 

Литература:

1.Костылева, Н. Покажи и расскажи/ Н.Ю.Костылева. – Москва: Творческий центр Сфера,  2012г.- с.65

2.Нищева, Н. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В.Нищева.- Санкт-Петербург: Детство – ПРЕСС, 2011г.- с.380

3.Кириллова, Ю. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет/ Ю.А. Кириллова - Санкт-Петербург: Детство – ПРЕСС, 2011г.- с.230

4.Картушина, М. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет/ М.Ю. Картушина - Москва: Творческий центр Сфера,  2012г.- с.95

 

 

 

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика