Программа
по Развитию речи
для детей 6 месяцев до 1 года
«Развитие речи». Дыхательная гимнастика, лицевой массаж, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, стимуляция эмоционального общения. Обучение родителей.
Занятия проходят вместе с мамой, папой или обоими родителями в групповой форме. В группе до 8 семей. Занятия проводятся в первой и во второй половине дня по выбору родителя. Продолжительность разового посещения группы – 1 час. Цикл состоит из 10 занятий, рекомендуемое посещение – 1 раз в неделю.
Необходимое оборудование: игрушки для младенцев, частично имеются в детском саду.
Занятия проводит специалист по раннему развитию (воспитатель) с помощником.
Место проведения – спортивный или актовый зал (зал задействован под нужны самого детского сада в период с 9.00 до 10.00 и три раза в неделю с 16.00 до 17.00 только в будние дни, остальное время, включая полностью выходные дни залы свободны для деятельности Академии)
Упражнения дыхательной гимнастики для младенцев:
1.Ритмичные движения рук взрослого по боковой поверхности грудной клетки сверху вниз, по направлению к пупку, охватывая ладонями и пальцами живот, и слегка надавливаем на него 2-4 раза.
2.Поднять руки ребенка вверх на счет 1-2, опустить вниз.
Правила выполнения массажа мамой.
Логопедический массаж в домашних условиях. Для этого маме важно знать не только его технику, а ещё и то, как создать необходимые условия:
1.Ребёнок должен находится в таком положении, чтобы мышцы шеи не напрягались — полулёжа или лёжа.
2.Если мышцы плеч и воротниковой зоны напряжены, расслабить их: придерживая одной рукой шею ребёнка сзади, другой делать аккуратные вращательные движение по кругу в обе стороны. Делать плавные покачивающие движения из стороны в сторону по типу маятника.
3.Важно расслабить мышцы шеи, потому что её спазмированность обуславливает напряжение в корне языка. Для этого её легко поглаживают.
4.Далее идёт расслабляющий логопедический массаж мышц лица, губ. Основные правила: делать массаж двумя руками, направляя их от центра к краям. Кожа не должна растягиваться, руки просто скользят.
Поглаживания лицевой мускулатуры:- от лба к вискам;
- от бровей к зоне роста волос на голове;
- от лба и вокруг глаз;
- от переносицы по бровям к зоне роста волос;
- от лба к щекам, подбородку и по шее;
- от мочки уха к крыльям носика;
- пощипывать по нижнему краю нижней челюсти.
Расслабляющий массаж губ. Поглаживания:
- поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;
- нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;
- от крыльев носа к уголкам рта;
- постукивать подушечками пальцев по всей площади.
Если на лице ассиметрия, то спазмированной части уделить больше времени.
5.Блок по стимуляции предполагает тонизирование мышц, их укрепление. Характер движений — энергично. Первые движение по направляющим линиям делать лёгкими, а потом увеличивать их силу. Логопедический массаж лица (поглаживания):
- от лба к вискам;
- от бровей к зоне роста волос на голове;
-от лба и вокруг глаз;
- от переносицы по бровям к зоне роста волос;
- от лба к щекам, подбородку;
- сжимание подбородка;
- движения по спирали на скулах и щеках;
- один палец поместить на внутренней стороне щеки через рот, а другими снаружи совершать движения, похожие на перетирание;
- пощипать щёчки.
Тонизирование губ (поглаживания):
- поочерёдно верхнюю и нижнюю губы от уголков к середине;
- нижнюю губу снизу к слизистой, верхнюю — от верхнего края тоже вниз к слизистой;
- от крыльев носа к уголкам рта;
- пощипать губы, поколотить их слегка.
6.Логопедический массаж языка:
- гладить дёсна по наружному краю от центра и в глубину;
- мягко массировать нёбо по линии середины;
- совершать вибрирующие движения в подчелюстной ямке, под углами нижней челюсти;
- держим язык за кончик одной рукой, а второй совершать кругообразные движения по его поверхности влево - вправо, от серединки к кончику, пощипывать и слегка растягивать, поглаживать от уздечки под ним и к его кончику.
При слюноотделении делайте паузы, что ребёнок сглотнул слюну.
Эффективно применение логопедического массаж для детей в домашних условиях курсами по 10-15 раз.
Картотека дыхательной гимнастики для детей раннего возраста (c 1 года)
Игровой комплекс дыхательной гимнастики Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу - жу - жу (делает поворот вправо)
Жу – жу - жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жужу – жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш – ш - ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу – жу - жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу - зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Приводим пример еще некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Часики. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Трубач. Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
Петух. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
Каша кипит. Сесть, одна рука на животе, другая - на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.
На турнике. Встать прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад за голову - долгий выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза.
Шагом марш! Встать прямо, гимнастическая палка в руках. Ходить, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6–8 шагов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1, 5 мин.
Летят мячи. Встать прямо, руки с мячом перед грудью. Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Насос. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону - выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с-с». Сделать 6–8 наклонов в каждую сторону.
Регулировщик. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
Лыжник. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Маятник. Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «т-у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Гуси летят. Медленная ходьба в течение 1–3 мин. Поднять руки в стороны - вдох, опустить вниз - выдох, произносить «г-у-у-у».
Семафор. Стоя или сидя, спина прямо. Поднять руки в стороны - вдох, медленно опустить вниз - длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3–4 раза.
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша
Чтобы не болеть, надо научиться правильно, дышать. Существует много разновидностей дыхательной гимнастики, в том числе и упражнения, адаптированные для детей. Приведенные ниже веселые рекомендации научат вас и вашего малыша дыхательной самозащите.
1. Большой и маленький. Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух", спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.
2. Паровоз. Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
3. Летят гуси. Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
4. Аист. Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
5. Дровосек. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
6. Мельница. Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ж-р-р". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
7. Конькобежец. Расположите ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонен вперед. Подражая движениям конькобежца, сгибайте то левую, то правую ногу, произнося "к-р-р". Повторите с ребенком пять-шесть раз.
8. Сердитый ежик. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком, три-пять раз.
9. Лягушонок. Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
10. В лесу. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
11. Веселая пчелка. На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
12. Великан и карлик. Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня, к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, прижмитесь головой к ступням.
С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной
Дыхательные упражнения от 0 до 3 месяцев.
И.П. ребенок на руках у мамы, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спинку ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.
И.П. ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.
Дыхательные упражнения 3-4 месяцев.
И.П. на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх в низ, круговые движения ручками.
И.П. на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление (бокс). Важно! Ручки фиксируются в лучезапястных суставах, чтобы не было растяжение связок.
Развитие эмоций и общения у детей
от 3 месяцев.
«ПЕКИ БЛИНЫ»
Разденьте малыша, перед тем как положить на пеленальный столик или диван. Легко дотрагивайтесь до его ручек, ножек, животика, плечиков и пяточек, читая стишок:
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие!
Пеки блины румяные,
Румяные, горячие!
«ПЛЯШУТ КУРЫ, ПЕТУШКИ»
Играйте в эту игру при переодевании, смене пеленок.
Возьмите ручки малыша, легко отведите их назад, скользя по покрытию пеленального столика, похлопывайте кулачками по нему, приговаривая:
Пляшут куры, петушки
И цыпляточки-пушки.
Закружились все подряд,
Стали крыльями махать,
Брысь, кот, уходи,
К нам во двор не заходи!
«ЗАЙКА, ПОПЛЯШИ!»
Положите малыша на спинку, возьмите его ножки в свои руки, придерживая голеностопный сустав, двигайте ножками ребенка то вперед, то назад:
Зайка-зайка, попляши,
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять!
Улыбайтесь малышу, смотрите в глазки, приглашая к эмоциональному общению.
«ТИМОШКИНЫ ЛАДУШКИ»
Обхватите ручки малыша своими руками, играйте в ладушки, хлопая его ладошками:
Ладушки-ладошки
Были у Тимошки.
— Что ели? — Крошки.
Ели-поедали,
Пили-попивали,
На Маню поглядали.
«ИДЕТ КОЗА»
Положите малыша на свои колени, изображайте пальцами «козу». Шутливо имитируя ее движения, при последних двух строчках «пободайте» его:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками — топ! топ!
Глазками — хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает!
«КОЗОЧКА»
Поднесите малыша к любому взрослому. Попросите его ласково поговорить с ребенком, пусть он возьмет руки малыша и проведет по своему лицу. Подуйте малышу на шейку, поиграйте в «бодашки» читая стишок:
Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке,
Острые рожки,
Тоненькие ножки,
На самой макушке —
Бархатные ушки,
Язык полотняный,
Хвостик конопляный…
Как прыгну — сразу забодаю!
Попросите взрослого несколько раз повторить игровые действия.
«ТИХО-ТИХО»
Лягте на коврик и подложите под голову валик или подушку. Положите малыша на животик у себя на груди так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Напевайте ему колыбельную песенку сначала обычным голосом, а потом все тише и тише:
Сон, войди скорее в двери.
Дрема, встань у колыбели,
Тихо песенку пропойте,
Глазки мальчику закройте.
Пусть растет он тоненький,
Выше соломинки,
Хлебной крошки тяжелей,
Клена-ясеня прямей,
Толще ивушки зеленой,
Ясной звездочки светлей.
«Поговорите» с малышом и вновь, покачивая его, расскажите стишок.
Плюх и бултых
Цель занятия: развитие мелкой моторики.
Инструкция
- понадобятся таз с водой и различные по весу предметы.
- Посадите малыша на высокий стульчик, перед ним на пол поставьте таз с водой.
- Бросайте предметы в таз, каждый раз приговаривая: «Ай! Плюх! Упала! Ай, бултых, нырнула!». Пусть ребенок повторяет ваши действия с предметами.
- Играя в эту игру, малыш не только научится бросать разные по весу предметы, но и познакомится с их скрытыми свойствами: тяжелые предметы тонут, легкие плавают.
Где игрушка?
Цель игры: развитие ориентировочно-зрительные реакции и внимательность; понимание вопроса «где?».
Инструкция
- Покажите ребенку мягкую игрушку (например, зайчика),
- Назовите игрушку, погладьте зайчика ручкой ребенка.
- Теперь посадите игрушку к себе плечо и спросите: «Где зайчик?». Ребенок показывает или находит игрушку глазами.
- Затем спрячьте игрушку к себе под коленку, под мышку и т.д., но так, чтобы ребенок мог увидеть игрушку.
Игра «Лови мячик!»
Цель игры: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта, развитие координации.
Взрослый берет в руки небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: взрослый и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
Взрослый. Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
И катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
Взрослый. Кати мячик! Оп! Поймала мячик!
Игра проводится в течение нескольких минут, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Коробка с «сокровищами»
Цель занятия: совершенствовать зрительные и тактильные ощущения, развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук.
Инструкция
- Сложите в коробку различные игрушки и предметы: мягкую игрушку, круглый шарик, пластмассовую расческу, железную ложку, деревянную кеглю, носовой платочек и т.д.
- Предоставьте ребенку возможность свободно вынимать из коробки предметы, разглядывать их, ощупывать и складывать обратно в коробку (или возле коробки), а затем брать следующий предмет.
- В конце занятия все игрушки убираются на место.
Пирамидка
Цель занятия: научить обращать внимание на величину предмета.
Инструкция
- Покажите ребенку пирамидку и опишите ее.
- Затем начните ее разбирать, снимая маленькие кольца и объясняя: «Вот маленькое колечко, еще маленькое колечко». Снятые кольца размещает справа от стержня.
- Привлеките внимание ребенка к большим кольцам. Поясните, что они не такие, как первые, они другие, вот какие: большое кольцо, еще больше кольцо, еще и еще.
- Соберите пирамидку. Нанизав одно большое кольцо, предложите ребенку сделать то же самое. Сверху нужно нанизать маленькие кольца.
- Когда соберете пирамидку вместе с ребенком, вновь ее разберите и предложите ему самостоятельно собрать обратно.
Занятие можно проводить с двумя детьми одновременно. Ее продолжительность — 5-8 минут.
Игры-забавы
Цель занятия: развитие воображения, поддержание положительных эмоций.
Несмотря на внешнюю простоту, народные игры-забавы играют важную роль в развитии ребенка. Они стимулируют и поддерживают положительные эмоциональные переживания малышей, способствуют развитию воображения. Их содержание доступно и понятно малышам, они легко заучиваются и легко воспроизводятся детьми.
«Цап»
Взрослый сажает малыша рядом с собой и начинает водить пальцем по его ладошке, приговаривая:
На горе стояли зайцы
И кричали:
«Прячьте пальцы!»
Цап!
Произнося слово «цап», взрослый сжимает ладошку малыша. Дети радуются, поймав палец взрослого, побуждают его повторить игру. Взрослый хвалит ребенка: «Вот какой ловкий зайчик, поймал мой пальчик. Давай еще раз!»
«По ровненькой дорожке»
Взрослый сажает ребенка на колени боком к себе и, плавно поднимая и опуская колени, приговаривает:
Едем-поедем
По ровненькой дорожке,
По камушкам,
По кочкам
В ямку – бух!
Сделав акцент на последнем слове, взрослый слегка раздвигает колени так, чтобы ребенок «упал» между ними. Если малыш играет в эту игру впервые, темп ее должен быть медленным, чтобы не испугать ребенка. Игра повторяется несколько раз.
Развиваем кроху во время кормления
Положите кроху на руки, как на кормление, улыбайтесь, нежно поглаживая щёчки, ручки, ножки, смотрите ему в глазки, ласково проговаривая потешки:
- «Вари кашу круту»
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
Перед кормлением, чтобы привлечь внимание крохи, накиньте на плечи яркую шаль или платок и ласковым голосом проговаривайте потешки:
- «Куплю детке янтари»
А тари, тари, тари! Куплю детке янтари.
Останутся деньги.Куплю детке серьги,
Останутся пятаки, куплю детке башмаки,
Останутся грошики, куплю детке ложки,
Останутся полушки, куплю детке подушки.
Развиваем кроху во время переодевания
Прижимая к себе кроху, поглаживая каждый его пальчик и ноготок, ручки и ножки, прикасаясь к животику, улыбайтесь, приближая и удаляя лицо малыша, нежно напевая:
- « Голышок - малышок»
Голышу – малышу сшила понемножку,
Малышу – голышу новую одежку.
Алую рубашку, синие штаны.
Видишь по кармашку с каждой стороны.
Сшила желтый кожушок...
Ай да щёголь малышок - голышок!
Автор: Е. Благинина
- « Наша птичка»
Как у нашей птички темные реснички.
Как у нашей крошки тепленькие ножки.
Как у нашей лапки ноготки – царапки.
Автор: Е. Благинина
Важно помнить! Перед тем, как взять кроху на руки или прикоснуться к нему, спокойным голосом проговорите об этом.
Развиваем кроху в процессе купания
Обливая водичкой - спокойно напеваем:
Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды
Чисто умываемся, детке улыбаемся.
Вода текучая, дитя растущее,
С гуся вода- с дитя худоба.
Важно, чтобы кроха чувствовал надежность и безопасность во время купания.
Развиваем кроху перед сном
Мелодия колыбельной песни успокаивает малыша с момента его рождения.
Слегка покачивая и поглаживая, напевайте спокойный мотив, создавая условия доверия и комфорта для маленького.
Бродит дрёма возле дома,
В тишине шуршит соломой,
Ходит с песенкой знакомой:
Баю- бай, баю- бай.+
Стимулируем первую улыбку
- « Потянушеньки»
Поглаживайте ручки, ножки, его животик, улыбайтесь, приближая и удаляя свое лицо от личика малыша, напевая:
Потянушеньки, потянушеньки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
- «Одеваем малыша»
На перинку, на простынку,
Не на край – на серединку,
Положили голыша, завернули крепыша!
Автор: Г. Лагздынь
Уложите кроху на свои вытянутые руки, подсунутые под его спинку и шею, тихонько покачивая, напевно читая стишок.
- «Жил - был у деточки маленький носик»
Поместите кроху у себя на коленях. Песенку «Серенький козлик» превратите в игру, наклоняясь над ним, весело напевая:
«Жил - был у деточки (имя) маленький носик. Вот как, вот как, маленький носик».
После этого выдержите паузу и слегка дотроньтесь до носика малыша.
Также можно поиграть с ротиком, лобиком и животиком крохи.
Стимулируем улыбку в ответ на обращение
- «По улице мостовой»
Уложите кроху на спинку. Обхватив ручки в запястье, в ритм песенки, аккуратно сгибая и разгибая их, напевайте:
По улице мостовой
Шла девица за водой
Шла девица за водой
За холодной ключевой.
Хлопая ладошками, вызывайте радостные эмоции у малыша. Те же движения проделайте с ножками, сгибая и разгибая их в коленках, а затем постукивая каждой пяточкой по поверхности. Выдержите паузу, улыбнитесь, призывая кроху к общению.
Важно помнить! Чтобы избежать однобокости, ребёнка следует брать то левой, то правой рукой!
- «Вместе с птицами пою»
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днём!-
Вот как славно мы поём!
Автор: Е. Благинина
Подложите руки под спинку и шею младенца, слегка покачивая. Уложите кроху так, чтобы одной рукой поддерживали под шейку и голову, а другой - за ягодицы. Напевая, поднимайте и опускайте кроху, в ритм мелодии:
- «Едет- едет»
Едет- едет паровоз
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пёс.
Едет, едет паровоз,
Чух, чух, чух, пыхтит наш пёс.
Пятьдесят поросят на подножках висят.
Слова: Т. Волгиной
При произношении слов поцелуйте его в животик, выдохнув: «Чух!». Повторите игру несколько раз.
Важно знать! Маленький человечек, окружённый любовью, теплотой, нежностью и атмосферой эмоционального общения, развивается психически активным ребёнком.
- «Ой, люли, люли…»
Положите кроху на руки, как на кормление, нежно поглаживая ручки и ножки, тормоша его, улыбаясь, смотрите ему в глазки, ласково проговаривая потешки:
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели журавли.
Как они летели-
Все на нах глядели.
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали.
Выдержите паузу: пусть кроха прислушается к голосу, посмотрит на ваше лицо.
Далее возьмите что-то лёгкое, например, пёрышко или кисточку и поглаживайте шейку, щёчки, носик, ручки, ножки малыша, одновременно читая потешки.
Важно помнить, что игра должна быть позитивной: малыш должен радоваться!
Стимулируем «комплекс оживления»
- «Вот проснулись»
Уложите кроху так, чтобы одной рукой поддерживали под шейку и голову, а другой - за ягодицы.
Слегка покачивая младенца, улыбнитесь ему, смотря в глаза и обдувая шейку, прочитайте:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки, потягушечки!
Автор: Г. Лагздынь
Повторите игру. Общаясь, называйте малыша по имени. Затем перенесите кроху на пеленальный столик, наклоняясь к нему, улыбаетесь, прочитайте:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки, потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Автор: Г. Лагздынь
При произношении последних слов, погремите погремушкой или музыкальными игрушками: бубенцами, колокольчиками. Дайте малышу рассмотреть игрушки, а затем медленно передвигайте её вверх- вниз, вправо- влево и по кругу. После чего зафиксируйте ваше приветливое лицо в его поле зрения, которое будет способствовать «оживлению» крохи.
Литература:
Ю. А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.