Отчет о проделанной работе за 2016-2017 учебный год
1. Коррекционно – развивающая работа с детьми
1.1. В «Программе и плане коррекционной работы на 2016- 2017 учебный год» были определены следующие задачи индивидуального коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения)
- Развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова)
- Совершенствование слоговой структуры слова
- Развитие и совершенствование произносительной стороны речи, формирование правильного произношения фонем русского языка
На основании результатов логопедического обследования были определены следующие данные о дефектах речи детей, которым требовалась специальная коррекционно – речевая помощь:
Всего 20 человек
Фонетический дефект – 10 % (2 человека)
Фонетический дефект отягощенный нарушениями других высших психических функций – 5 % (1 человек)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 15 % детей (3 человека);
Общее недоразвитие речи (ОНР I уровня – 5 % детей (1 человек
) ОНР II уровня – 25 % (5 человек, в том числе дети с диагнозом «стёртая дизартрия»), ОНР III уровня – 25 % детей (5 человек)
Задержка речевого развития – 10 % детей (2 человека)
С сентября 2016 г. по июнь 2017 года индивидуальные логопедические занятия ежемесячно посещали от 10 до 18 детей. Все они воспитанники детского сада.
В работе с детьми были использованы материалы Программ: Программа «Подготовка к школе детей с ФФН» Г.А. Каше, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Филичева Т.
Занятия были направленные на формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, слоговой структуры слова, развитие мелкой моторики, а также коррекции лексико-грамматических нарушений речи, развития фразовой и связной речи, когнитивных процессов.
Индивидуальные занятия проводились 1- 2 раза в неделю с каждым ребенком (по выбору родителей) продолжительностью 10- 30 минут в соответствии с требованиями СанПиН. Вся коррекционная работа была проведена в соответствии с Программой и календарно-тематическим планированием на 2017 учебный год.
В целях решения коррекционных речевых задач проводилась работа по:
- исправлению неправильного произношения звуков,
- привлечению внимания к основным элементам артикуляции звука и формированию умения осуществлять кинестетический, слуховой и зрительный самоконтроль,
- обучению детей умению вслушиваться в речь, различать и воспроизводить звуковые элементы речи,
- формированию и закреплению связи между произносительным и слуховым образом,
- сравнению формируемого звука с другими артикуляторно или акустически близкими к нему звуками,
- удерживанию в памяти воспринятый на слух материал, фиксировать правильное звучание, сравнивать его с дефектным,
- постановке, автоматизации (закреплению) и дифференциации исправляемых звуков с опорой на постоянное их сравнение,
- навыку слушать и слышать звучание чужой и собственной речи,
- умению исправлять свои ошибки с максимальной осознанностью этого процесса,
Учитывалась рекомендуемая последовательность логопедической работы и общепринятая последовательность постановки звуков. При планировании и проведении занятий с каждым ребенком особое внимание уделялось его индивидуальным особенностям: степень и характер отклонений в строении и подвижности артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество дефектно произносимых звуков, уровень звукового анализа и синтеза, уровень развитие психических функций, работоспособность и т.д.
Для закрепления результатов коррекционной работы с детьми дома и информирования родителей о ходе коррекционной работы еженедельно оформлялись индивидуальные логопедические тетради речевого развития ребенка. Для домашних заданий использовались материалы: «Тетради логопедических заданий» Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.
Согласно целевым ориентирам к концу коррекционно – развивающего обучения в результате логопедического воздействия дети должны были научиться:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- владеть навыками словообразования;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
Итоговая диагностика в конце учебного года (май-июнь 2017 г.), проводимая для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы, выявила положительную динамику в развитии речи детей. По результатам обследования на конец года: 80 % - высокие результаты коррекции, 15 % - средний уровень, 5 % - низкий уровень коррекционной работы:
- с полным исправлением звуков, «чистая речь»: 25 % (5 человек)
- со значительным улучшением: 55% (11 человек)
- с незначительным улучшением:15 % (3 человека)
- без улучшений: 5 % - (ребенок посещал 1 занятие в марте, по 3 занятия в апреле и мае). Количество детей, рекомендуемое на повторное коррекционное обучение: 12 человек.
1.2. В «Программе и плане коррекционной работы на 2016- 2017 учебный год» были определены следующие задачи речевого обучения по фронтальной форме:
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников (по темам).
- Развитие понимания речи и совершенствование лексико-грамматических средств языка и грамматического строя речи.
- Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
- Развитие навыков связной речи (пересказ, рассказ)
- Ознакомление с произведениями художественной литературы и заучивание наизусть поэтических произведений.
- Развитие навыков коммуникации.
В течение года еженедельно проводились фронтальные занятия для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) и эпизодически для детей младше - среднего возраста.
В структуру фронтальных занятий со всеми группами детского сада включались: артикуляционная и пальчиковая гимнастики, элементы логоритмики, упражнения на развитие грамматического строя речи, обогащения словаря и формирования связной речи, развития общей моторики, ритмические и подвижные игры, развитие фонетического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Занятия в старшей и подготовительной группах планировались и проводились на основе материалов Программ: «Подготовка к школе детей с ФФН» Г.А. Каше, «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой и
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» Филичевой Т.Б. , Чиркиной Г.В.
Согласно целевым ориентирам к концу года дети должны научиться в соответствии с параметрами возрастной группы:
- понимать обращенную речь;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словоизменения и словообразования;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
- иметь достаточно сформированные операции звуко-слогового анализа и синтеза и элементарные навыки грамоты.
По итогам работы у детей улучшились:
- показатели по уровню развития слоговой структуры слова,
- навыкам словоизменения и словообразования,
- грамматическое, в соответствии с нормами языка, оформление самостоятельной речи,
- сформированы операции звуко-слогового анализа, синтеза и элементарные навыки грамоты;
Результаты диагностического обследования показали:
- имеют место отдельные грамматические ошибки (в нетипичных формах словообразования)
- рассказывание и пересказ вызывает затруднения, т.е. связная речь не достигла высокого уровня развития.
2. Методическая работа
В 2016- 2017 учебном году мною была выбрана тема самообразования: «Формирование лексико- грамматических категорий речи в процессе работы над звукопроизношением детей». В рамках работы над этой темой была изучена методическая и специальная литература, подготовлен вебинар для педагогов образовательных учреждений по теме: «Использование словесно-дидактических игр с целью формирования лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет», который был проведен в марте 2017 года.
В течение года изучала новинки методической литературы, современные инновационные технологии, подбирала методическую литературу и пособия для коррекционной работы, логопедические игры (материалы размещены на сайте детского сада).
В марте 2017 г. проведена медицинская диспансеризация (по запросу родителей), в которой приняли участие 17 детей ОЦ от 2 до 7 лет. Логопедическое обследование было проведено у 14 детей. Результаты диспансерного обследования были отражены в медицинских картах детей и доведены до сведения родителей и педагогов на педагогическом совете.
В мае - июне 2017 г. проведено логопедические обследование детей детского сада в возрасте от 4 до 6 лет, составлены заключения об уровне речевого развития детей, даны рекомендации родителям. Данные обследования будут также использованы в работе с детьми в следующем учебном году.
3. Взаимодействие с педагогами ОЦ
В 2016- 2017 учебном году принимала активное участие в работе педсоветов, семинаров,
деловых игр, посещала открытые занятия педагогов, вебинары, проводила индивидуальные консультации, беседы по вопросам речевого развития детей группы, по ознакомлению с данными и динамикой речевой коррекции воспитанников.
В ноябре 2016 г. подготовила выступление на педагогическом совете по теме: «Организация и эффективная работа по развитию речи дошкольников разных возрастных групп», в январе 2017 г.
провела консультацию по теме: «Речь педагога как образец для подражания воспитанников», в феврале 2017 г. - консультацию по теме: «Использование стихов, скороговорок, чистоговорок в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста», в январе 2017 г. провела открытое занятие в подготовительной группе по теме:«Развитие речи детей с использованием
литературных произведений К.И. Чуковского «Путаница» и К. Д. Ушинского «Четыре желания».
(интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература»), в феврале 2017 г. – семинар- практикум: «Система работы в детском саду по обеспечению позитивной социализации детей дошкольного возраста». В мае 2017 г. – участие в конкурсе «Педагог года-2017» (ведущая).
В рамках вебинара: «Использование словесно-дидактических игр с целью формирования лексико-грамматического строя речи у детей 4-6 лет» подготовлены методические рекомендации для воспитателей по формированию лексико-грамматического строя речи детей, игры и упражнения для детей всех возрастных групп. Материалы размещены на сайте и представлены в методическим кабинете детского сада.
4. Взаимодействие с семьей
В течение 2016-2017 учебного года для родителей на сайте Образовательного Центра были подобраны задания для тестирования детей, размещены рекомендации по речевому развитию детей и статьи по темам: «Дыхательная гимнастика», «Когда и зачем нужны логопеды», « Как развивать речь ребенка с самого рождения», «О мелкой моторике», «Периоды речевого развития», «Причины речевых нарушений» (январь 2016 г.), «Если ребенок не может заговорить», «Речевая готовность к школе», «Летом не скучаем – знания закрепляем», «Как помочь ребенку развить связную речь» (апрель 2017 г.)
В рамках вебинара были разработана картотека для родителей: «Игры по формированию лексико - грамматических категорий речи».
В рамках работы Родительского Клуба были подготовлены: презентация по теме «У ребенка проблемы в развитии речи» и памятки для родителей по темам: «Артикуляционная гимнастика», «Игры для развития фонематического слуха», «Пальчиковая гимнастика», «Игровые упражнения для развития дыхания и голоса». В течение года проводились индивидуальные беседы и консультации для родителей.
В ноябре 2016 г. проведено анкетирование родителей по развитию речи детей в семье. Результаты анкетирования были обсуждены на педагогическом совете.
В течение учебного года для родителей проводились открытые индивидуальные занятия с детьми и мастер – класс (16 января).
5. Определение перспектив на 2017-2018 учебный год
- Коррекционно – развивающая работа с детьми:
Проведение индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и развития речи
Проведение фронтальных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи.
- Участие в методической работе детского сада и Образовательного Центра:
Повышение своего профессионального уровня.
Тема самообразования: «Инновационные методы коррекции звукопроизношения у детей», изучение литературы.
Участие в вебинарах, конкурсах, участие в диспансеризации, проведение логопедического обследования детей.
Пополнение кабинета методическими и дидактическими материалами.
Участие в Дне открытых дверей для родителей микрорайона.
- Взаимодействие с педагогами:
Проведение индивидуальных консультаций, бесед по вопросам речевого развития детей, ознакомление с данными и динамикой речевой коррекции детей.
Проведение отчетного открытого занятия по развитию речи.
Участие в работе педагогических советов, выступление на педсовете по теме: «Артикуляционная гимнастика с целью коррекции речи детей».
Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в группах для систематической пропаганды логопедических знаний.
- Взаимодействие с родителями:
Приобщения родителей к коррекционно-развивающей работе по развитию речи ребёнка
(ознакомление с данными и динамикой речевой коррекции, консультации, беседы, наглядная информация, домашние задания для детей по итогам индивидуальных занятий).
Проведение анкетирования родителей.
Проведение мастер – классов (сентябрь, январь)
Подбор и размещение актуальной информации на сайте ДОУ по вопросам речевого развития и коррекции речи детей.
Открытый показ занятий для родителей воспитанников.