ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«Педагогическая деятельность в дошкольном образовании в рамках реализации ФГОС»
(для переподготовки лиц с высшим и средним профессиональным образованием)
с присвоением квалификации «Воспитатель дошкольного образования»
В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Квалификация – воспитатель учреждения дошкольного образования
Уровень квалификации: 5- 6
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы
Цель: формирование у слушателей профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области педагогики системы дошкольного образования, получение новых знаний, умений, навыков и повышение профессиональной компетентности педагогических работников системы дошкольного образования.
1.2. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации
а) Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании» включает:
- педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного образования;
- педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.
б) Объектами профессиональной деятельности являются:
- обучение, воспитание, развитие и просвещение детей дошкольного возраста;
- педагогические процессы в организациях дошкольного образования;
- управление образовательными системами и педагогические системы;
- математическое, программное, информационное и техническое обеспечение педагогических процессов, методы и средства проектирования педагогических программ;
- нормативно-правовая документация в области профессиональной деятельности.
в) Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе должен уметь решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Общепедагогическая функция, обучение:
- Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
- Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
- Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
- Планирование и проведение учебных занятий.
- Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
- Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
- Формирование универсальных учебных действий.
- Формирование мотивации к обучению.
- Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Воспитательная деятельность:
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во всех режимных моментах.
- Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
- Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
- Проектирование и реализация воспитательных программ.
- Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
- Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
- Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
- Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Развивающая деятельность:
- Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
- Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
- Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения.
- Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
- Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
- Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
- Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
- Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования:
- Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
- Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации.
- Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
- Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
- Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
- Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
- Формирование психологической готовности к школьному обучению.
- Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
- Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.
- Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.
- Активное использование не директивной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
- Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Общепрофессиональными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания (ОПК-5).
В области педагогической деятельности (ПК):
- способен реализовывать учебные программы базовых курсов в дошкольных образовательных учреждениях (ПК-1);
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) ;
- способен применять современные методы диагностирования достижений воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации детей (ПК-3);
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-6).
Слушатель должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
- способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста (СК-1);
- способен конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (СК-2);
- готов применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания (СК-3);
- способен оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития (СК-4);
- готов осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования (СК-5);
- готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты (СК-6);
- способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования (СК-7).
б) Слушатель должен обладать знаниями и умениями в следующих областях:
- Нормативно-правовое регулирование процесса образования и обеспечения качества образования;
- Психология;
- Педагогика;
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена;
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- Безопасность жизнедеятельности;
- Теории и технологии обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования;
- Дошкольная педагогика;
- Моделирование образовательных программ;
- Организация дошкольного образования;
- Методическая работа в ДОУ.
2. Содержание программы.
1. Общепрофессиональные дисциплины
1.1. Введение в курс.
1. Цели и задачи курса.
2. Информация по учебному плану.
3. Требования к экзаменационным и зачетным работам.
4. Информация о структуре курсов.
1.2.Общая и дошкольная психология. Культурные навыки профессионального общения.
1.Практическая психология дошкольного детства: норма и особые варианты развития
2.Родительско-детские и семейные отношения: психодиагностика, коррекция, психологическое сопровождение
3.Практическая психология младшего школьного возраста: диагностика, консультирование, коррекция развития
4.Особенности педагогической коммуникации.
5.Способы управления конфликтом.
6.Специфика коммуникации с обучающимися.
7.Специфика коммуникации с родителями обучающихся.
1.3. Общие основы педагогики.
1 Предмет и задачи педагогики.
2 Объект педагогической науки.
3 Категориальный аппарат педагогики
4 Образовательный процесс
5 Методические основы педагогики. Методы исследований педагогических явлений.
6. Методологическая культура педагога.
7 основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками.
8 основные понятия педагогики
9 Научное исследование в педагогике
10 Культурологический принцип в организации педагогического процесса
11 Антропологический принцип в исследовании педагогического процесса и деятельности
12 Синергетический принцип в исследовании и организации учебного процесса
13 Гуманистический подход в организации воспитания и обучения
14 Герменевтический принцип в педагогической деятельности
1.4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии
1. Здоровье и факторы его формирования
2. Особенности обеспечения здоровья и здорового образа жизни
3. Основы первой доврачебной помощи
4. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Профилактика инфекционных заболеваний
5.Мониторинг здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях
6.Контроль за состоянием здоровья обучаемых
7.Внедрение здоровьесберегающих технологий
8.Профессиональное общение как здоровьесберегающая технология.
1.5. Теория и практика специальной педагогики и инклюзивного образования
1. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в профилактической деятельности.
2. Психология и педагогика инклюзивного образования.
3. Основные направления коррекционного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
4. Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Проблемы речевой патологии у детей- сущность дефекта, особенности проявления у дошкольников, способы выявления и устранения.
6. Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями.
1.6. Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности. Организация досуговой деятельности эстетического направления
1. Современные научные тенденции в теории и методике развития детского изобразительного творчества в соответствии с ФГОС;
2. Инновационные педагогические технологии с целью их применения в психолого-педагогическом процессе
3. Теоретические основы проблемы развития детского изобразительного творчества.
4. Понятие и необходимость эстетического воспитания
5. Сценарная разработка культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении.
6. Игра как интерактивный метод активизации детей и родителей в культурно-досуговой деятельности.
1.7. Социально-коммуникативное и нравственное развитие, проектная деятельность
1. «Социально – коммуникативное и нравственное развитие»
- Основные составляющие социально – коммуникативного развития.
- Развитие эмоционального интеллекта дошкольника.
- Развитие социальных и эмоциональных компетенций через игру, свободное детское творчество, совместную деятельность.
2. «Нравственное развитие»
- Концепция и реализация духовно – нравственного развития и воспитания толерантной личности гражданина РФ.
- Реализация основных положений концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ДОУ.
- Духовно – нравственное воспитание детей в условиях ФГОС дошкольного образования.
3.«Проектная деятельность»
- Организация исследовательской и проектной деятельности дошкольника в рамках ФГОС.
- Проект как ступень интеллектуального и творческого развития.
- Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых
1.8. Формы и методы организации внеурочной деятельности
1.Нормативные документы внеурочной деятельности.
2. Формы внеурочной деятельности
3. Направления внеурочной деятельности.
4. Модели организации внеурочной деятельности.
5. Рабочие программы внеурочной деятельности.
1.9. Информационные образовательные системы
1. Ведение электронных форм документации (электронный журнал, заполнение форм мониторинга, аналитических справок)
2. Работа с сайтом школы, оформление материалов для публикации на сайте
3. Работа с программой по ведению проектов
1.10. Теория и практика составления образовательной программы, планирование, реализация и документирование.
- 1.Образовательная программа общеобразовательного учреждения
- 2.Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения
- 3.Уровень образовательной программы
- 4.Направленность образовательной программы
- 5.Формирование целей образовательной программы
- 6.Анализ реализации образовательной программы
- 7.Практические рекомендации по работе над содержанием образовательной программы
- 8.Этапы разработки образовательных программ
- 9.Подробное структурирование образовательной программы
- 10.Основные этапы реализации образовательной программы.
1.11. Юридическое сопровождение образовательной деятельности. Трудовое законодательство.
1.Закон об образовании в РФ,
2. ФГОСы для выпускников вузов по специальности учитель (компетенции),
3. Профстандарт учителя/воспитателя.
4.Локальные нормативные акты в образовательной организации, в том числе Кодекс корпоративной культуры.
5.ТК РФ.
6.Документы при приеме на работу с особенностями для образовательных организаций, порядок оформления, трудовые договора и договора ГПХ.
7.Обязанности учителя/преподавателя/воспитателя: законодательные требования и требования организации (учитель/воспитатель/классный руководитель/ответственный за кабинет),
8.Должностная инструкция работника.
2.Специальные дисциплины
2.1. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. Мониторинг качества образования
1.Подготовка квалифицированных педагогов и методистов, способных на практике организовывать и осуществлять процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО.
2.Формирование компетенций в области планирования и контроля за решением задач обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, основанных на современных знаниях в области педагогики и психологии развития, основ психологии образования.
3.Обучение основным методам образовательной работы с детьми дошкольного возраста и создания психолого-педагогических условий для их развития, мониторинга результатов образовательной деятельности.
4.Овладение способами организации предметно-развивающей среды, игровой и продуктивных видов деятельности, общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, взаимодействия с родителями воспитанников, организации образовательной среды.
5.Развитие способностей эффективного взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями воспитанников дошкольного учреждения.
6.Построение и реализация индивидуального маршрута достижений педагогов, на межаттестационный период.
7.Мониторинг образования.
2.2.Теория и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста
1.Физическое воспитание детей дошкольного возраста
2.Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
3.Сохранение здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания
4.Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные факторы, физические упражнения
5.Задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные, воспитательные
2.3.Теория и технологии развития речи дошкольников
1. Основы методики развития речи детей дошкольного возраста. Предмет методики развития речи детей. Сущность методики и ее методологическая основа. Задачи и содержание развития речи детей дошкольного возраста. Связь методики с другими науками. Становление методики развития речи детей как науки.
2. Вариативные программы о новых подходах к содержанию речевой работы с детьми дошкольного возраста. В чем особенности развития речи ребенка? Программа развития речи в детском саду. Средства, методы и приемы осуществления программы развития речи в детском саду. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста.
3. Методика развития словаря. Задачи и содержание словарной работы. Виды занятий по формированию словаря Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей.
4. Воспитание звуковой культуры речи.
Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Методы и приемы формирования звуковой культуры речи. Выработка дикции. Работа над просодической стороной речи (воспитание речевого дыхания, ударение, орфоэпия, темп речи и качество голоса). Воспитание выразительности речи. Формирование речевого, фонематического слуха.
5. Методика формирования грамматического строя речи.
Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи детей вне занятий.
6. Методика развития связной речи.
Развитие функций и форм речевого общения. Руководство связной речью детей в повседневной жизни. Общие вопросы методики обучения рассказыванию. Разговор с детьми как метод формирования диалогической речи. Формирование разговорной речи в беседе. Рассказывание, разные виды рассказывания. Методика обучения пересказу.
7. Основы методики литературного развития детей дошкольного возраста. Методика работы с книгой в детском саду. Современные технологии литературного развития детей дошкольного возраста.Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой. Приемы формирования восприятия произведений. Методика чтения и заучивания стихотворений.
Формы работы с книгой вне занятий.
8. Подготовка детей к усвоению грамоты. Основные направления методики обучения грамоте.
9. Планирование и учет работы по развитию речи. Создание условий для правильного развития речи. Самостоятельная деятельность детей.
Речь воспитателя как фактор развития речи детей.
2.4.Теория и технологии экологического образования детей дошкольного возраста
1. Концепция экологического воспитания дошкольников
2. Методы и формы экологического воспитания дошкольников
3. Система экологического воспитания в детском саду
и ее влияние на развитие личности ребенка
4. Современные программы экологического воспитания дошкольников.
5. Экологическое воспитание и взаимодействие с семьей.
2.5.Теория и технологии развития математических представлений и логического мышления у дошкольников
1.«Исторический обзор и современное состояние методики
развития математических представлений у дошкольников»
2. «Теоретические основы формирования и развития математических представлений у дошкольников»
3. «Содержание математического развития дошкольников»
4. «Особенности и методика формирования и развития
количественных и числовых представлений у дошкольников»
5. «Особенности и методика формирования и развития представлений дошкольников о размерах предметов»
6. «Формирование у детей дошкольного возраста геометрических представлений»
7. «Особенности и методика формирования и развития пространственных представлений у дошкольников»
8. «Особенности и методика формирования и развития представлений о времени у дошкольников
9. «Проектирование процесса математического развития детей дошкольного возраста
10. «Развитие простейших логических структур мышления и математических представлений у дошкольников»
11. «Математическое и логико-математическое развитие детей дошкольного возраста.»
12. «Коллекция технологий по формированию математических представлений у дошкольников.»
13. «Развивающие игры математической направленности как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
14. «Роль развивающих игр математической направленности как метода обучения и развития математических представлений и логического мышления»
2.6.Ранний возраст, адаптация детей
1.Понятие – «адаптация». Адаптация в детском саду
2.Работа детского сада с семьями в период адаптации
3.Социально-педагогическая деятельность детского сада в адаптационный период
4.Работа воспитателя в период адаптации
5.Работа с родителями в период адаптации
6. Особенности психического развития в период раннего детства
7. Диагностика психического развития детей раннего возраста
2.7.Работа с родителями
1.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
2.Стили семейного воспитания.
3.Современные подходы к организации взаимодействия семьи и детского сада.
4.Интерактивные формы взаимодействия детского сада с семьей.
5.Работа родительского клуба.
2.8.Игра – основной вид деятельности дошкольника
1. Основы развития, воспитания и обучения детей в игре. История становления методики развития, воспитания и обучения детей в игре.
2. Классификация игр. Творческая сюжетно-ролевая игра. Театрализованная игра. Строительная игра. Дидактическая игра.
3. Сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Организация игровой деятельности. Современные технологии развития, воспитания и обучения детей в игре.
4. Теоретические основы и методика руководства игровой деятельностью детей.
5. Теоретические основы и методика планирования и диагностики игровой деятельности детей. Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики.
3. Учебный план программы
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Общая трудоемкость освоения, ак.ч. |
Лекции/очная форма или дистанционно |
Самостоятельная работа слушателей/заочная форма |
Кто проводит лекции (ФИО) |
Форма аттестации (в форме тестирования, если не отмечено иное) |
||||
|
|
|||||||||
1.1 |
Введение в курс |
2 |
2 |
Соколовская С.И. Новичкова Н.А. Зуева Е.М. |
||||||
1.2 |
Общая и дошкольная психология. Культурные навыки профессионального общения. |
24 |
4 |
20 |
Зуева Е.М. |
Зачет |
||||
1.3 |
Общие основы педагогики |
32 |
4 |
28 |
Галушко С.И. |
Экзамен |
||||
1.4 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Здоровье сберегающие технологии |
32 |
4 |
28 |
Рукавицына М.И. |
Зачет |
||||
1.5 |
Теория и практика специальной педагогики и инклюзивного образования |
32 |
4 |
28 |
Бонченкова Т.Г. |
Зачет |
||||
1.6 |
Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности. Организация досуговой деятельности эстетического направления |
24 |
4 |
20 |
Бровкина М.В. Воротникова А.И. |
Зачет |
||||
1.7 |
Социально-коммуникативное и нравственное развитие, проектная деятельность |
32 |
4 |
28 |
Биткова О.Б. |
Зачет |
||||
1.8 |
Формы и методы организации внеурочной деятельности |
32 |
4 |
28 |
Галушко С.И. |
зачет |
||||
1.9 |
Информационные образовательные системы |
20 |
4 |
16 |
Токарева А.И. Слепцова Е.Н. |
|||||
1.10 |
Теория и практика составления образовательной программы, планирование, реализация и документирование. Мониторинг качества образования |
40 |
4 |
36 |
Новичкова Н.А. |
|||||
1.1 |
Юридическое сопровождение образовательной деятельности. Трудовое законодательство |
30 |
8 |
22 |
Соколовская С.И. |
Зачет |
||||
300 |
46 |
254 |
||||||||
|
2.Специальные дисциплины |
|||||||||
2.1 |
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования в условиях реализации ФГОС. Мониторинг качества образования |
18 |
4 |
14 |
Зуева Е.М. |
Экзамен (контрольная работа) |
||||
2.2 |
Теория и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста |
16 |
2 |
14 |
Рукавицына М.И. |
Зачет |
||||
2.3 |
Теория и технологии развития речи дошкольников |
16 |
2 |
14 |
Бонченкова Т.Г. |
Зачет |
||||
2.4 |
Теория и технологии экологического образования детей дошкольного возраста |
10 |
2 |
8 |
Дубкова Н.В. |
Зачет |
||||
2.5 |
Теория и технологии развития математических представлений и логического мышления у дошкольников |
10 |
2 |
8 |
Борисычева О.Б. |
Зачет |
||||
2.6 |
Ранний возраст, адаптация детей |
10 |
2 |
8 |
Гайфулина А.Р. |
Зачет |
||||
2.7 |
Работа с родителями |
14 |
2 |
12 |
Емельянова Ю.В. |
Экзамен |
||||
2.8 |
Игра – основной вид деятельности дошкольника |
18 |
2 |
16 |
Бонченкова Т.Г. |
Зачет |
||||
2.9 |
Итоговый экзамен по программе профессиональной переподготовки |
12 |
4 |
8 |
Зуева Е.М., |
Экзамен |
||||
2.10 |
Практика работы в дошкольной образовательной организации помощником воспитателя |
96 |
64 |
32 |
Зуева Е.М./Новичкова Н.А. |
Зачет |
||||
220 |
86 |
134 |
||||||||
ИТОГО |
520 |
132 |
||||||||
4. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы профпереподготовки определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Слушатель программы профпереподготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании в рамках реализации ФГОС» должен уметь решать следующие профессиональные задачи:
Общие задачи для всех видов профессиональной деятельности:
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности развития, особенности регуляции поведения и деятельности детей дошкольного возраста;
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для дошкольного возраста;
- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, образовательную, продуктивную, культурно-досуговую;
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;
- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
- способен использовать здоровье сберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.
В области педагогической деятельности:
- способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;
- готов к использованию современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
- способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;
- способен руководить исследовательской работой обучающихся.
В области научно-исследовательской и методической деятельности:
- способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
- готов к использованию индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;
- готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;
- готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
- готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;
В области социально-педагогической деятельности:
- готов к оказанию помощи в социализации обучающихся;
- способен к установлению контакта с родителями обучающихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
В области воспитательной деятельности:
- способен формировать у детей духовные, нравственные ценности и патриотические убеждения,
- готов к реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
- способен к реализации работы по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии.
В области культурно-просветительской деятельности:
- способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;
- готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности;
- способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
- готов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;
- способен формировать художественно-культурную среду.
В области организационно-управленческой деятельности:
- способен к рациональной организации учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников;
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся во во всех режимных процессах;
- готов к организации контроля результатов обучения и воспитания,
- способен к ведению документации;
5. Категория слушателей
К освоению программы профессиональной переподготовки допускаются лица:
- имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование;
- получающие среднее профессиональное и/или высшее образование.
6. Трудоемкость обучения
Общая трудоемкость освоения программы профессиональной переподготовки составляет 520 часов за весь период обучения и включает, все виды дистанционной и самостоятельной работы слушателя, практики и время, отводимое на контроль качества освоения программы профессиональной переподготовки.
7. Форма обучения
Обучение проводится по очно-заочной форме.
8. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (организационно-педагогические)
8.1. Материально-технические условия
ОЧУ «Образовательный Центр им. С.Н. Олехника» располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение профессиональной подготовки, практической и научно-исследовательской работы слушателей, которые предусмотрены учебным планом подготовки и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Реализуемая программа профессиональной переподготовки обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения. При проведении лекционных, практических и семинарских занятий используется мультимедийное оборудование.
8.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Образовательное учреждение обеспечено электронными учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным дисциплинам программы профессиональной переподготовки.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществлять в следующие виды деятельности:
- планирование образовательного процесса;
- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения образовательной программы;
- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;
- проведение мониторинга успеваемости слушателей;
- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Содержание учебных дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов представлено в учебно-методических ресурсах, размещенных в электронном образовательном пространстве Образовательного Центра.
9. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (формы аттестации, оценочные и методические материалы)
Фонды оценочных средств, представленные в рабочих программах учебных дисциплин, включают:
1. Банк тестовых заданий.
2. Банк аттестационных тестов.
З. Комплекты заданий для практической и самостоятельной работы.
Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
В процессе обучения используются следующие виды контроля:
- устный опрос в процессе вебинара;
- письменные работы (оформленные ответы на практические задания);
- контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Каждый вид выделяется по способу выявления формируемых компетенций:
- в процессе беседы преподавателя и слушателя;
- в процессе создания и проверки письменных материалов;
- путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор слушателя, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
Письменные работы дают возможность проверить обоснованность оценки и уменьшить степень субъективного подхода к оценке подготовки слушателя, обусловленного его индивидуальными особенностями.
Использование информационных технологий и систем обеспечивает:
- быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении слушателями контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;
- возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;
- формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений слушателей по всем дисциплинам и модулям программы;
- привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсами и средствами;
- возможность самоконтроля и мотивации слушателей в процессе самостоятельной работы.
Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, зачет), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, зачет по дисциплине может включать как результаты итогового тестирования, так и результаты письменных практических заданий).
Формы контроля: собеседование, тест, практические задания, зачет, дифференцированный зачет (по дисциплине, а также итоговой аттестации), эссе и иные творческие работы.
Определенные компетенции приобретаются в процессе проведения практической работы, написания эссе и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки (отметки).
Качество освоения дисциплин образовательных программ оценивается посредством рейтинг-контролей. Виды рейтинг-контролей усвоения знаний слушателями: текущий рейтинг (результаты учебного тестирования), промежуточный рейтинг-контроль (результаты выполнения практических заданий и итогового тестирования), итоговый рейтинг-контроль, путём сложения данных промежуточного рейтинг-контроля (зачет или дифференцированный зачет).
Текущий рейтинг-контроль осуществляется без прерывания занятий и обеспечивает объективную оценку уровня усвоения изучаемого материала, а также своевременность выполнения слушателями учебного графика.
Промежуточный рейтинг-контроль предусмотрен по мере выполнения и отправки на проверку преподавателю практических заданий и итогового тестирования, осуществляется также без прерывания занятий. Итоговый рейтинг-контроль (зачет, дифференцированный зачет) по дисциплинам, для которых в учебном плане предусмотрена такая форма контроля, проводится в конце изучения дисциплины с прерыванием занятий и подводит итоги.
Итоговая аттестация слушателей по программе профессиональной переподготовки является обязательной и осуществляется после освоения программы профессиональной переподготовки в полном объеме. Итоговая аттестация проводится в форме Итогового междисциплинарного экзамена.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций слушателя, определяющих подготовленность к решению профессиональных задач, установленных программой профессиональной переподготовки, способствующих его устойчивости на рынке труда.
Итоговая аттестация проводится Аттестационной комиссией (АК).
АК утверждается приказом Генерального директора Образовательного Центра.
По результатам итоговой аттестации слушатели, успешно освоившие программу, будут приглашены на работу в одно из структурных подразделений Образовательного Центра.
10. КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ (составители программы)
Реализация программы профессиональной переподготовки обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися педагогической и научно-методической деятельностью.
Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников Образовательного Центра и других профильных образовательных организаций, учреждений.
11. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Настоящая программа профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании» (далее Программа) разработана в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении Профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 ноября 2009 года №530, зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 15423 от 08 декабря 2009 г.), по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».
Программа разработана при соблюдении требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01с.01.2014); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», вступившего в силу с 01.09.2013; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 ноября 2013 г. N 1244 г. Москва «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 1июля 2013 г. N 499»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 января 2013 г. № 10 г. Москва «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных про профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников», вступившего в силу с31.03.2013; приказа министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 9 января 2014 г. № 2, а также Письма Минобрнауки России от10.04.2014 № 06-381 «Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ и Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013, № 30384.
Приложение
Уровни квалификации:
1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (речь идет о физическом труде) и применение элементарных фактических знаний. Соответственно, способы получения такой квалификации самые простые — инструктаж и опыт работы в рамках данной квалификации.
2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Достигнуть требуемой квалификации можно, получив начальное профессиональное образование, а также пройдя переподготовку.
4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить группой сотрудников и нести ответственность за результат работы этой группы. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.
6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагает исключительно самостоятельную работу или работу по управлению группой людей (организацией или частью крупной организации). Характер умений — внедрение (улучшение) определенных технологических или методологических решений.
7-й уровень— это квалификация высшего руководства, ответственного за работу крупных организаций или подразделений, вследствие чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Требования к высшему образованию в данном случае более серьезны: необходимо обучиться по программам специалитета или магистратуры.
8-й, 9-й квалификационные уровни, судя по всему, определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Они предполагают наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончания аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.