ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Педагогика и методика начального обучения в рамках реализации ФГОС»
- 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы
Формирование у слушателей устойчивого интереса к профессиональной педагогической деятельности, выработка потребности в гуманистическом, творческом подходе к взаимодействию с ребенком любого возраста. Программа переподготовки «Педагогика и методика начального обучения в рамках реализации ФГОС» преследует следующие цели:
- Повышение квалификации специалистов, готовых к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования;
- развитие личностных качеств, формирование общекультурных и профессиональных компетенций на основе гармоничного сочетания научной, фундаментальной и профессиональной подготовки кадров с использованием опыта в образовании и инноваций во всех областях деятельности.
В области образования и воспитания личности целями являются:
- удовлетворение потребности личности в повышении квалификации, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии;
- получение базовых, гуманитарных и естественнонаучных знаний;
- подготовка учителя начальных классов, обладающего универсальными и предметно-специализированными компетенциями;
- формирование социально-личностных качеств слушателей: целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения работать в коллективе, ответственности за конечный результат своей профессиональной деятельности, гражданственности, толерантности, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.
1.2. Характеристика профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности включает решение комплексных задач в сфере воспитания и начального образования, здравоохранения, культуры, спорта, управления в организациях, реализующих программы начального общего образования.
Объектами профессиональной деятельности являются:
- педагогический процесс и педагогическая деятельность с учащимися начальных классов;
- умения, знания и учебные навыки младших школьников;
- межличностные и социальные взаимодействия на уровне учащихся, родителей и профессиональной группы, сообщества;
- способы и формы организации начального обучения и воспитания, социально-педагогического воздействия и реализации современных педагогических технологий в образовательных системах, просвещения.
Виды профессиональной деятельности:
- 1.Педагогическая деятельность
- 2.Научно-исследовательская и методическая деятельность
- 3.Социально-педагогическая деятельность
- 4.Воспитательная деятельность
- 5.Культурно-просветительская деятельность
- 6.Организационно-управленческая деятельность
После окончания программы слушатели должны решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
Общие задачи для всех видов профессиональной деятельности:
- реализация на практике прав ребенка;
- создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающегося, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и со взрослыми, социализация обучающихся;
- участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
В области научно-исследовательской и методической деятельности:
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере начального образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере начального образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;
- организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;
- осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;
- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;
- исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения учителей начальных классов с использованием инновационных технологий.
В области социально-педагогической деятельности:
- установление контакта с учащимися, оказание помощи в их социализации;
- установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании.
В области воспитательной деятельности:
- формирование у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
- реализация личностно-ориентированного подхода к начальному образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
- работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;
В области культурно-просветительской деятельности:
- изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;
- создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации (СМИ) для решения культурно-просветительских задач;
- формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.
В области организационно-управленческой деятельности:
- рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;
- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
- организация контроля за результатами обучения и воспитания;
- организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности
- ведение школьной и классной документации; выполнение функций классного руководителя;
- участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.
Уровень квалификации устанавливается в соответствии с утвержденным профессиональным стандартом.
1.3. Требования к результатам освоения образовательной программы
Слушатель в результате освоения программы должен повысить следующие профессиональные компетенции:
Общепрофессиональными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- владеет основами речевой профессиональной культуры;
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально-значимого содержания.
В области педагогической деятельности (ПК):
- способен реализовывать учебные программы базовых курсов начального общего образования в образовательных учреждениях;
- учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика;
- обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе;
- обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста;
- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
- способен применять современные методы диагностирования достижений воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации детей;
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.
Слушатель должен повысить следующе специальные компетенции (СК):
- способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей;
- способен конструировать содержание образования детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- готов применять, адаптировать современные развивающие и здоровьесберегающие технологии в разных видах общественного и семейного воспитания;
- способен оценивать личностные достижения ребенка и разрабатывать индивидуальную траекторию его развития;
- способен разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся;
- способен составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка;
- способен использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
- готов определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты;
- способен обеспечивать преемственность дошкольного и начального общего образования.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Слушатель программы профпереподготовки «Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС» должен уметь решать следующие профессиональные задачи:
Общие задачи для всех видов профессиональной деятельности:
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности развития, особенности регуляции поведения и деятельности детей младшего школьного возраста;
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для младшего школьного возраста;
- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
- готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;
- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
- способен использовать здоровье сберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.
В области педагогической деятельности:
- способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы начального образования;
- готов к использованию современных технологий диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
- способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;
- способен руководить исследовательской работой обучающихся.
В области научно-исследовательской и методической деятельности:
- способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
- готов к использованию индивидуальных креативных способностей для оригинального решения исследовательских задач;
- готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;
- готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
- готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;
В области социально-педагогической деятельности:
- готов к оказанию помощи в социализации учащихся;
- способен к установлению контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
В области воспитательной деятельности:
- способен формировать у учащихся духовные, нравственные ценности и патриотические убеждения,
- готов к реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;
- способен к реализации работы по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии.
В области культурно-просветительской деятельности:
- способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения;
- готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности;
- способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
- готов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;
- способен формировать художественно-культурную среду.
В области организационно-управленческой деятельности:
- способен к рациональной организации учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья младших школьников;
- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
- готов к организации контроля результатов обучения и воспитания,
- готов к организации самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;
- способен к ведению школьной и классной документации;
- способен выполнять функции классного руководителя;
- готов участвовать в самоуправлении и управлении школьным коллективом.
1.5. Категория слушателей
К освоению программы повышения квалификации допускаются лица:
- имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование по данной специальности;
1.6. Трудоемкость обучения
Общая трудоемкость освоения программы составляет 108 часов за весь период обучения и включает, все виды очной и самостоятельной работы слушателя, практики и время, отводимое на контроль качества освоения программы.
1.7. Форма обучения
Обучение проводится по очной и заочной форме.
- 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Общепрофессиональные дисциплины
1.1. Введение в курс
1. Цели и задачи курса
2. Информация по учебному плану
3. Требования к экзаменационным и зачетным работам
4. Информация о структуре курсов
1.2. Общая и дошкольная психология. Культурные навыки профессионального общения
1. Практическая психология дошкольного детства: норма и особые варианты развития
2. Родительско-детские и семейные отношения: психодиагностика, коррекция, психологическое сопровождение
3. Практическая психология младшего школьного возраста: диагностика, консультирование, коррекция развития
4. Особенности педагогической коммуникации
5. Способы управления конфликтом
6. Специфика коммуникации с обучающимися
7. Специфика коммуникации с родителями обучающихся
1.3. Общие основы педагогики
1. Предмет и задачи педагогики
2. Объект педагогической науки
3. Категориальный аппарат педагогики
4. Образовательный процесс
5. Методические основы педагогики. Методы исследований педагогических явлений
6. Методологическая культура педагога
7. Основные отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками
8. Основные понятия педагогики
9. Научное исследование в педагогике
10. Культурологический принцип в организации педагогического процесса
11. Антропологический принцип в исследовании педагогического процесса и деятельности
12. Синергетический принцип в исследовании и организации учебного процесса
13. Гуманистический подход в организации воспитания и обучения
14. Герменевтический принцип в педагогической деятельности
1.4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии
1. Здоровье и факторы его формирования
2. Особенности обеспечения здоровья и здорового образа жизни
3. Основы первой доврачебной помощи
4. Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Профилактика инфекционных заболеваний
5. Мониторинг здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях
6. Контроль за состоянием здоровья обучаемых
7. Внедрение здоровьесберегающих технологий
8.Профессиональное общение как здоровьесберегающая технология
1.5. Теория и практика специальной педагогики и инклюзивного образования
1. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики в профилактической деятельности
2. Психология и педагогика инклюзивного образования
3. Основные направления коррекционного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии
4. Социально-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья
5. Проблемы речевой патологии у детей-сущность дефекта, особенности проявления у дошкольников, способы выявления и устранения
6. Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с особыми образовательными потребностями
1.6. Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности. Организация досуговой деятельности эстетического направления
1. Современные научные тенденции в теории и методике развития детского изобразительного творчества в соответствии с ФГОС
2. Инновационные педагогические технологии с целью их применения в психолого-педагогическом процессе
3. Теоретические основы проблемы развития детского изобразительного творчества
4. Понятие и необходимость эстетического воспитания
5. Сценарная разработка культурно-досуговых мероприятий в образовательном учреждении
6. Игра как интерактивный метод активизации детей и родителей в культурно-досуговой деятельности
1.7. Социально-коммуникативное и нравственное развитие, проектная деятельность
1. «Социально – коммуникативное и нравственное развитие»
- Основные составляющие социально – коммуникативного развития.
- Развитие эмоционального интеллекта дошкольника.
- Развитие социальных и эмоциональных компетенций через игру, свободное детское творчество, совместную деятельность.
2. «Нравственное развитие»
- Концепция и реализация духовно – нравственного развития и воспитания толерантной личности гражданина РФ.
- Реализация основных положений концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ДОУ.
- Духовно – нравственное воспитание детей в условиях ФГОС дошкольного образования.
3. «Проектная деятельность»
- Организация исследовательской и проектной деятельности дошкольника в рамках ФГОС.
- Проект как ступень интеллектуального и творческого развития.
- Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых
1.8. Формы и методы организации внеурочной деятельности
1. Нормативные документы внеурочной деятельности
2. Формы внеурочной деятельности в начальной школе
3. Направления внеурочной деятельности
4. Модели организации внеурочной деятельности
5. Рабочие программы внеурочной деятельности
1.9. Информационные образовательные системы
1. Ведение электронных форм документации (электронный журнал, заполнение форм мониторинга, аналитических справок)
2. Работа с сайтом школы, оформление материалов для публикации на сайте
3. Работа с программой по ведению проектов
1.10. Теория и практика составления образовательной программы, планирование, реализация и документирование
1. Образовательная программа общеобразовательного учреждения
2. Технология разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения
3. Уровень образовательной программы
4. Направленность образовательной программы
5. Формирование целей образовательной программы
6. Анализ реализации образовательной программы
7. Практические рекомендации по работе над содержанием образовательной программы
8. Этапы разработки образовательных программ
9. Подробное структурирование образовательной программы
10. Основные этапы реализации образовательной программы
1.11. Юридическое сопровождение образовательной деятельности. Трудовое законодательство
1. Закон об образовании в РФ
2. ФГОСы для выпускников вузов по специальности учитель (компетенции)
3. Профстандарт учителя/воспитателя
4. Локальные нормативные акты в образовательной организации, в том числе Кодекс корпоративной культуры
5. ТК РФ
6. Документы при приеме на работу с особенностями для образовательных организаций, порядок оформления, трудовые договора и договора ГПХ
7. Обязанности учителя/преподавателя/воспитателя: законодательные требования и требования организации (учитель/воспитатель/классный руководитель/ответственный за кабинет)
8. Должностная инструкция работника
2. Специальные дисциплины
2.1. Русский язык с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО
1. Содержание начального курса русского языка и организация обучения русскому языку. 2. Современный русский язык. Фонетика. Графика. Лексика
3. Формирование основных понятий теории и методики начального общего образования
4. Формирование грамотности учащихся
5. Развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку
6. Методы обучения русскому языку, формирование мышления в процессе изучения русского языка
7. Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках математики
2.2. Детская литература с практикумом по выразительному чтению с учетом требований ФГОС НОО
2.3. Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО
1. Содержание начального курса математики и организация обучения математике.
2. Формирование основных понятий теории и методики начального общего образования
3. Изучение теоретических основ целых неотрицательных чисел с методикой обучения
4. Изучение арифметических действий над целыми неотрицательными числами с методикой их преподавания
5. Изучение теории и методики решения текстовых задач
6. Расширение понятия числа и методика ознакомления и дробными числами
7. Формирование вычислительной культуры учащихся
8. Обобщение арифметических представлений в курсе математики начальной школы.
9. Формирование геометрических представлений и изучения методики обучения геометрическим понятиям
10. Развитие младших школьников в процессе обучения математики
11. Методы обучения математике и формирование мышления младших школьников при обучении математике
12. Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках математики
2.4. Естествознание с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО
1. Новые подходы в обучении младших школьников естествознанию.
2. Содержание начального курса естествознания и организация обучения по данному курсу
3. Изучение теоретических основ курса естествознания.
4. Развитие младших школьников в процессе обучения естествознания
5. Методы обучения и формирование мышления младших школьников при изучении курса естествознания
6. Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках естествознания
2.5. Основы работы классного руководителя-тьютора
2.1. Учебный план программы, реализуемой с применением в полном объеме дистанционных образовательных технологий
№ п/п |
Наименование дисциплины |
Общая трудоемкость освоения, ак.ч. |
Лекции очно или дистанционно |
Самостоятельная работа слушателей/заочно |
Кто проводит лекции (ФИО) |
Форма аттестации (в форме тестирования, если не отмечено иное) |
|
||||||
1.1 |
Введение в курс |
2 |
2 |
Соколовская С.И. Новичкова Н.А. Зуева Е.М. |
||
1.2 |
Общая и дошкольная психология. Культурные навыки профессионального общения. |
24 |
4 |
20 |
Зуева Е.М. |
Зачет |
1.3 |
Общие основы педагогики |
32 |
4 |
28 |
Галушко С.И. |
Экзамен |
1.4 |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Здоровье сберегающие технологии |
32 |
4 |
28 |
Рукавицына М.И. |
Зачет |
1.5 |
Теория и практика специальной педагогики и инклюзивного образования |
32 |
4 |
28 |
Бонченкова Т.Г. |
Зачет |
1.6 |
Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности. Организация досуговой деятельности эстетического направления |
24 |
4 |
20 |
Бровкина М.В. Воротникова А.И. |
Зачет |
1.7 |
Социально-коммуникативное и нравственное развитие, проектная деятельность |
32 |
4 |
28 |
Биткова О.Б. |
Зачет |
1.8 |
Формы и методы организации внеурочной деятельности |
32 |
4 |
28 |
Биткова О.А. |
Зачет |
1.9 |
Информационные образовательные системы |
20 |
4 |
16 |
Токарева А.И. Слепцова Е.Н. |
Зачет |
1.10 |
Теория и практика составления рабочей программы, планирование, реализация и документирование. Мониторинг качества образования |
40 |
4 |
32 |
Новичкова Н.А. |
Зачет |
1.11 |
Юридическое сопровождение образовательной деятельности. Трудовое законодательство |
30 |
8 |
22 |
Соколовская С.И. |
Зачет |
300 |
46 |
244 |
||||
|
||||||
2.1 |
Русский язык с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО |
28 |
4 |
24 |
Липовецкая Т.И. |
Зачет |
2.2 |
Детская литература с практикумом по выразительному чтению с учетом требований ФГОС НОО |
24 |
4 |
20 |
Анохина |
Зачет |
2.3 |
Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО |
24 |
4 |
20 |
Куркино |
Зачет |
2.4 |
Естествознание с методикой преподавания с учетом требований ФГОС НОО |
24 |
4 |
20 |
Куркино |
Зачет |
2.5 |
Основы работы классного руководителя-тьютора |
24 |
4 |
20 |
Галушко С.И. |
Зачет |
2.6 |
Итоговый междисциплинарный экзамен |
16 |
4 |
12 |
Новичкова Н.А. Токарева А.И. |
Экзамен |
2.7 |
Практика работы в общеобразовательной организации помощником учителя |
96 |
64 |
32 |
Новичкова Н.А. |
Зачет |
Итого |
220 |
86 |
134 |
|||
520 |
68 |
452 |
- 1.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (организационно-педагогические)
З.1. Материально-технические условия
ОЧУ «Образовательный Центр им. С.Н.Олехника» располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение профессиональной подготовки, практической и научно-исследовательской работы слушателей, которые предусмотрены учебным планом подготовки и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Реализуемая программа профессиональной переподготовки обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения. При проведении лекционных, практических и семинарских занятий используется мультимедийное оборудование.
З.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Образовательное учреждение обеспечено электронными учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным дисциплинам программы профессиональной переподготовки.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществлять в следующие виды деятельности:
- планирование образовательного процесса;
- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе - работ обучающихся и преподавателей, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
- фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения дополнительной образовательной программы;
- контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;
- проведение мониторинга успеваемости слушателей;
- взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.
Содержание учебных дисциплин (модулей) и учебно-методических материалов представлено в учебно-методических ресурсах, размещенных в электронном образовательном пространстве Образовательного Центра.
- 2.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (формы аттестации, оценочные и методические материалы)
Фонды оценочных средств, представленные в рабочих программах учебных дисциплин, включают:
1. Банк тестовых заданий.
2. Банк аттестационных тестов.
З. Комплекты заданий для практической и самостоятельной работы.
Виды и формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
В процессе обучения используются следующие виды контроля:
- устный опрос в процессе вебинара;
- письменные работы (оформленные ответы на практические задания);
- контроль с помощью технических средств и информационных систем.
Каждый вид выделяется по способу выявления формируемых компетенций:
- в процессе беседы преподавателя и слушателя;
- в процессе создания и проверки письменных материалов;
- путем использования компьютерных программ, приборов, установок и т.п.
Устный опрос позволяет оценить знания и кругозор слушателя, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
Письменные работы дают возможность проверить обоснованность оценки и уменьшить степень субъективного подхода к оценке подготовки слушателя, обусловленного его индивидуальными особенностями.
Использование информационных технологий и систем обеспечивает:
- быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении слушателями контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий;
- возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;
- формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений слушателей по всем дисциплинам и модулям программы;
- привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсами и средствами;
- возможность самоконтроля и мотивации слушателей в процессе самостоятельной работы.
Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенных форм, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, зачет), так и специфическими. Соответственно, и в рамках некоторых форм контроля могут сочетаться несколько его видов (например, зачет по дисциплине может включать как результаты итогового тестирования, так и результаты письменных практических заданий).
Формы контроля: собеседование, тест, практические задания, зачет, дифференцированный зачет (по дисциплине, а также итоговой аттестации), эссе и иные творческие работы.
Определенные компетенции приобретаются в процессе проведения практической работы, написания эссе и т.п., а контроль над их формированием осуществляется в ходе проверки преподавателем результатов данных работ и выставления соответствующей оценки (отметки).
Качество освоения дисциплин образовательных программ оценивается посредством рейтинг-контролей. Виды рейтинг-контролей усвоения знаний слушателями: текущий рейтинг (результаты учебного тестирования), промежуточный рейтинг-контроль (результаты выполнения практических заданий и итогового тестирования), итоговый рейтинг-контроль, путём сложения данных промежуточного рейтинг-контроля (зачет или дифференцированный зачет).
Текущий рейтинг-контроль осуществляется без прерывания занятий и обеспечивает объективную оценку уровня усвоения изучаемого материала, а также своевременность выполнения слушателями учебного графика.
Промежуточный рейтинг-контроль предусмотрен по мере выполнения и отправки на проверку преподавателю практических заданий и итогового тестирования, осуществляется также без прерывания занятий. Итоговый рейтинг-контроль (зачет, дифференцированный зачет) по дисциплинам, для которых в учебном плане предусмотрена такая форма контроля, проводится в конце изучения дисциплины с прерыванием занятий и подводит итоги.
Итоговая аттестация слушателей по программе профессиональной переподготовки является обязательной и осуществляется после освоения программы профессиональной переподготовки в полном объеме. Итоговая аттестация проводится в форме Итогового междисциплинарного экзамена.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения общих и специальных (профессиональных) компетенций слушателя, определяющих подготовленность к решению профессиональных задач, установленных программой профессиональной переподготовки, способствующих его устойчивости на рынке труда.
Итоговая аттестация проводится Аттестационной комиссией (АК).
АК утверждается приказом Генерального директора Образовательного Центра.
По результатам итоговой аттестации слушатели, успешно освоившие программу, будут приглашены на работу в одно из структурных подразделений Образовательного Центра.
- 3.КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ (составители программы)
Реализация программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися педагогической и научно-методической деятельностью.
Преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников Образовательного Центра и других профильных образовательных организаций, учреждений.
- 4.НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Настоящая дополнительная образовательная программа «Педагогическая деятельность в начальном образовании» (далее Программа) разработана в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа разработана при соблюдении требований Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2014); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», вступившего в силу с 01.09.2013; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 ноября 2013 г. N 1244 г. Москва «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15 января 2013 г. № 10 г. Москва «О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников», вступившего в силу с 31.03.2013; приказа министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 9 января 2014 г. № 2.